ФНС разъяснила, как подтвердить местонахождение иностранной компании, кто заверит сертификат, и на что следует обратить внимание в рамках применения преференций, предусмотренных СОИДН.
Большая часть соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) предусматривает преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в РФ, напомнило ведомство.
Так, в случае выплаты налоговым агентом в адрес иностранной организации доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в России по пониженным ставкам, иностранной фирме придется предъявить следующие подтверждения:
-
того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключено СОИДН;
-
того, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
В случае несоблюдения этих условий удержание налога производится на общих основаниях.
Чем докажешь, что право имеешь
Действующим законодательством не установлены критерии и требования к сертификатам, подтверждающим статус налогоплательщика в иностранном государстве в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение, если содержат следующую информацию:
-
наименование налогоплательщика;
-
подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
-
период действия (может быть не указан);
-
наименование СОИДН (может быть не указано);
-
указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.
Если комплект документов, подтверждающих налоговый статус в иностранном государстве, не соответствует вышеуказанным критериям – инспекция вправе запросить иные документы. Если требование проигнорировать, то в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты может быть отказано.
Кто заверит сертификат
Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят, в том числе:
-
выдача и заверение сертификата;
-
регулирование процедуры и способа выдачи сертификата.
Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи «Общие определения» СОИДН.
Налоговая не вправе отказать, если представленные сертификаты:
-
содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода или представлены в инспекцию с нарушением срока (например, вместе с возражениями на акт камеральной проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган);
-
содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. При этом, выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям – в этом случае наличие сертификата необходимо за каждый налоговый период.
Технические компании
В применении преференций может быть отказано, если иностранная компания имеет признаки технической, такие как:
-
деятельность компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
-
отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хоздеятельность;
-
«транзитный» характер платежей;
-
деятельность компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
-
компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
-
сотрудники компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.
Кому СОИДН не поможет
Ведомство обращает особое внимание на то, что положения СОИДН не дают права выбора, где оплачивать налог: на территории России или на территории другого государства. Кроме того, положения СОИДН могут не распространяются на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении, например:
-
партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании;
-
партнерства, созданные в соответствии с законодательством США (письмо от 20 февраля 2021 г. № ШЮ-4-13/2243@).
Кстати, в прошлом году были утверждены новые основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики – на 2021-2023 годы. Законопроект по их реализации (который недавно внесен в Госдуму) предполагает, среди прочего расширение перечня налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм НК в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.
Источник: Audit-it