Обнародованы рекомендации по результатам Парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства РФ, в которых приняли участие представители Правительства РФ, депутаты Государственной Думы и сенаторы Российской Федерации, представители субъектов РФ и муниципальных образований, бизнес-объединений, Общественной палаты РФ, Российской академии наук, общественных и научных организаций, предприниматели и эксперты. Речь идет о необходимости и своевременности пересмотра основных параметров налоговой системы и увеличении доходов бюджетов для решения масштабных общенациональных задач в социальной и в экономической сферах. Отметим основные выводы:
- НДС. Основные резервы дополнительных доходов предлагается изыскивать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Повышение ставок НДС представляется нецелесообразным, так как он в большей степени перекладывается на потребителя, поэтому его повышение негативно скажется на уровне инфляции и, прежде всего, на наименее обеспеченных категориях граждан.
- НДФЛ. При решении задачи более справедливого распределения налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные доходы, представляется целесообразным не повышать ставки действующей двухступенчатой шкалы, а ввести многоступенчатую шкалу налогообложения так, чтобы было обеспечено плавное повышение налоговой нагрузки в зависимости от получаемых доходов, что сгладит переход из одной категории в другую. Важно, чтобы повышение налоговой нагрузки не касалось подавляющего большинства граждан. Поэтому рекомендуется нижний порог шкалы установить исходя из двукратного размера среднемесячной номинальной заработной платы по РФ. При этом необходимо также учитывать, что порог для применения НПД составляет 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.
В целях повышения справедливости при изменениях НДФЛ должна быть обеспечена дополнительная поддержка наиболее нуждающихся в государственной поддержке граждан, прежде всего семей с детьми. Так, необходимо обеспечить увеличение стандартных налоговых вычетов до 2800 руб. для семей с двумя детьми и до 6000 руб. для семей с тремя и более детьми, обеспечить их предоставление в беззаявительном порядке и увеличить сумму предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного налогового вычета до 450 тыс. руб. в год.
Кроме того, поддерживается предложение о введении нового налогового вычета для многодетных семей за счет средств федерального бюджета по итогам налогового периода.
В целях стимулирования ведения здорового образа жизни необходимо разработать новые виды вычетов для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы испытания (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
- НПД. С учетом того, что Законом № 422-ФЗ гражданам (а сейчас их уже около 10 млн человек) была гарантирована неизменность основных условий НПД на всем протяжении его применения (до 2028 года), изменения параметров налоговой системы не должны коснуться этого налогового режима.
- УСН. При рассмотрении вопроса о совершенствовании УСН необходимо руководствоваться идеей создания условий, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно применять различные схемы неправомерной минимизации налогов ради создания видимости соответствия критериям, при которых они могут применять УСН. Изменения не должны коснуться налогоплательщиков УСН с доходами до 60 млн руб., то есть абсолютного большинства налогоплательщиков. Для налогоплательщиков с доходами, превышающими 60 млн руб., необходимо предусмотреть механизмы смягчения последствий резкого перехода с УСН на общую систему налогообложения ("плавный переход"). Для этого необходимо расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять УСН при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС при превышении порога по доходам.
Разработка такой переходной системы налогообложения должна осуществляться одновременно с проведением амнистии организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяли незаконную налоговую оптимизацию, искусственно занижая свои доходы, позволявшие применять УСН.
- Налог на прибыль. В части вопроса о справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные доходы также необходимо отметить наличие крайне противоположных подходов к решению этого вопроса. Одни предлагают вернуться к действовавшей ранее ставке налога на прибыль организаций 45% с целью установления инвестиционной льготы в размере 50%. Другие предлагают оставить действующую ставку и при этом отменить все льготы по налогу, что не менее радикально. Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" предложено поднять ставку налога на прибыль организаций до 30%.
При этом обращается внимание, что существующий инструмент инвестиционного налогового вычета требует совершенствования для его полноценного использования. Учитывая, что применение инвестиционного налогового вычета прекращается в 2024 году, крайне необходимо принять решение о продлении его действия хотя бы до 2030 года.
Для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области обрабатывающего производства, необходимо принять меры поддержки посредством введения льготного режима налогообложения.
Необходимо обеспечить стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, сохранения тех условий налогообложения, которые действовали на момент прихода инвестора в тот или иной проект, и которые были предусмотрены СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР и другими, как федеральными, так и региональными режимами, предусматривающими сохранение стабильности налоговых условий.
- Иные налоги. Предлагается в качестве дополнительного источника налоговых доходов муниципалитетов предоставить органам местного самоуправления право введения на своей территории туристического налога, дополнив НК РФ соответствующей новой главой. При этом налог должен полностью зачисляться в бюджет муниципалитета и не должен иметь целевого характера расходования указанных средств.
В качестве резерва по повышению доходов бюджетов исходя из принципа справедливости можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки. В связи с тем, что налог на имущество организаций региональный налог, а налог на имущество физических лиц и земельный налог - местные налоги, право на повышение налоговой нагрузки должно быть передано на региональный и местный уровень соответственноРекомендации парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства РФ (утв. решением Комитета Госдумы по бюджету и налогам от 24 мая 2024 года)
Источник: Гарант.Ру