При помощи обходного маневра власти все-таки протащили освобождение от аудита «верхнего» малого бизнеса.

16 декабря Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 975888-7 с поправками в закон об аудиторской деятельности. На стадии второго чтения проект был избавлен от самого спорного пункта, которым планировалось освободить от обязательного аудита верхнюю прослойку малого бизнеса – то есть доход организаций, которые должны проходить аудит, повысить до 800 млн рублей, а активы – до 400. Сейчас эти показатели равны, соответственно, 400 млн и 60 млн.

Чтобы запутать

Однако все это было хитрым маневром, чтобы успокоить аудиторское сообщество и «исполнить реверанс» малому бизнесу. Это сделано, чтобы, например, заставить молчать ОПОРу, которая выступала против повышения критериев, и вообще всех, кому не безразлично, что аудит по критериям привлекает в аудиторские фирмы львиную долю дохода.

Уже сегодня появились поправки ко второму чтению, вносимые в другой законопроект – который был на рассмотрении в думе с начала года после первого чтения (№ 840046-7). Им планировалось освободить от обязательного аудита «иные фонды», не управляющие целевым капиталом, оперирующие годовыми поступлениями или имуществом до 3 млн рублей.

Доход vs выручка

Теперь в этот законопроект вошла вся правка статьи 5 закона об аудиторской деятельности, которую убрали из 975888-7. Включая повышение аудита по критериям до 800 млн по доходу и 400 – по активам.

Кстати, в действующей редакции закона упоминается выручка, а согласно поправкам, критерием будет доход. Надо отметить, что понятие дохода – гораздо более широкое, чем понятие выручки. Доходы бывают от реализации (к которым статья 249 НК приравнивает выручку от реализации) и внереализационные.

Таким образом, нельзя сказать, что данный критерий урезан вдвое. Ведь в новой редакции при его подсчете будут учитываться также и внереализационные доходы в соответствии с главой 25 НК.

Критерии отнесения к малому/среднему бизнесу с 2016 года основываются на доходе, тогда как до того опирались на понятие выручки. Таким образом, закон об аудиторской деятельности в этой части приведен в соответствие с законом о развитии малого и среднего предпринимательства и с действующим постановлением о классификации субъектов МСП.

Вся пятая статья

И в том числе «спавший» до сих пор законопроект полностью поменяет структуру статьи 5 – об обязательном аудите, как это планировалось уже неоднократно – еще со времен, когда аудит хотели передать под крыло ЦБ, а потом – когда вносили проект, ныне принятый в третьем чтении без этих поправок.

В итоге из статьи 5 все-таки исключат те позиции, которые упоминаются еще и в других законах. В аудиторском законе будет оговорка: «Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами». Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Упомянутые поправки по мелким фондам в проекте № 840046-7 тоже остаются.

 


Источник: Audit-it.ru


Вас проконсультирует
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты