Минфин России разработал и разместил на своем официальном сайте методические рекомендации по организации внутреннего финансового аудита (письма Минфина России от 2 мая 2023 г. № 02-10-13/40269 и от 28 апреля 2023 г. № 02-10-13/40269). С текстом документов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России.

Рекомендации предназначены для должностных лиц (работников) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Так, согласно рекомендациям, принимая решение о форме организации аудита, следует обратить внимание, в частности, на:

  • степень обеспеченности трудовыми, временными, материальными и финансовыми ресурсами;
  • возможность создания отдельной штатной единицы для проведения аудита;
  • информацию о выявленных бюджетных рисках, а также их причинах и возможных последствиях реализации;
  • количество однотипных операций по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены бюджетные риски или устранены их причины;
  • результаты проведения госорганами контрольных мероприятий, а также на информацию о выявленных типовых нарушениях;
  • данные отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
  • • объем и характер бюджетных полномочий, осуществляемых администратором самостоятельно, а также информацию о переданных полномочиях;
  • наличие подведомственных госучреждений и на влияние результатов их финансово-хозяйственной деятельности на бюджетные процедуры администратора;
  • наличие заключенных контрактов, источником финансового обеспечения которых являются средства межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов;
  • возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц администратора или экспертов;
  • осуществление руководителем администратора операций по выполнению бюджетных процедур.
Субъект внутреннего финансового аудита может быть создан из структурного подразделения администратора с наделением его соответствующими полномочиями или выделен в виде отдельной штатной единицы для создания должности и наделения соответствующего должностного лица необходимыми полномочиями по осуществлению аудита. При этом выбрать второй вариант можно только если нет возможности и необходимости (например, если выявлено значительное количество однотипных операций без рисков) в создании субъекта аудита в форме структурного подразделения.

Должностное лицо, выбранное в качестве субъекта аудита, помимо соблюдения им принципов компетентности и ответственности, должно облагать профессиональными и специальными знаниями, опытом, навыками и умениями, а также другими компетенциями, необходимыми для осуществления аудита.

В методических рекомендациях определены также особенности проведения упрощенного внутреннего финансового аудита. Для того чтобы принять решение о его проведении, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • невозможность одновременного обеспечения субъекта аудита достаточными ресурсами;
  • отсутствие оформления главным администратором передачи полномочий по осуществлению аудита администратора при условии инициирования согласования;
  • выполнение руководителем администратора операций по выполнению бюджетных процедур;
  • наличие не более двух подведомственных администраторов и не более трех бюджетных или автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя, или государственных унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
Источник: Гарант.Ру
Вас проконсультирует
Анна Крысина
Директор практики Финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты