Минфин утвердил ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Его надо применять начиная с отчетности за 2025 год. Действующие формы утратят силу с 1 января следующего года. Рассмотрим основные положения.
Цель стандарта
Стандарт устанавливает:
-
состав бухотчетности;
-
состав и содержание информации, которую раскрывают в отчетности (в т.ч. образцы форм);
-
порядок оформления отчетности;
-
условия ее достоверности;
-
требования к упрощенной и промежуточной бухотчетности.
Пользователи стандарта
ФСБУ должны применять все экономические субъекты, кроме организаций бюджетной сферы и Банка России. Не нужно использовать стандарт, если вы формируете консолидированную финансовую отчетность или создаете информацию, чтобы составить отчетность не для целей Закона о бухучете (п. 4 стандарта).
Состав бухотчетности
В приложениях к ФСБУ есть образцы форм отчетности. Сейчас они утверждены отдельным приказом.
В отчетность вошли баланс, отчет о финрезультатах и приложения. Состав отчетности некоммерческой организации: баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения (п. 5 стандарта).
Приложения включают, как и сейчас, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения (п. 6 стандарта).
Содержание баланса
По сравнению с действующей формой во внеоборотных активах оставили 6 показателей:
-
НМА;
-
ОС;
-
инвестиционную недвижимость;
-
финансовые вложения;
-
отложенные налоговые активы;
-
прочие внеоборотные активы.
В оборотные активы добавили показатель «Долгосрочные активы к продаже».
В разделе III «Капитал и резервы" переименовали строки, например:
-
«Собственные акции, выкупленные у акционеров» теперь называется «Собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций»;
-
«Переоценка внеоборотных активов» – «Накопленная дооценка внеоборотных активов».
Из пассива также исключили показатель «Доходы будущих периодов».
В ряде случаев в балансе можно раскрыть иные показатели (с учетом существенности), которые не входят в форму, например гудвила, капвложений в НМА и ОС, инвестиций в аренду и обязательств по ней (п. 10 стандарта).
Часть показателей баланса можно заменить группой показателей (п. 11 стандарта).
Содержание отчета о финрезультатах
Переименовали ряд строк, например:
-
«Прибыль (убыток) до налогообложения» в «Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности до налогообложения»;
-
«Прочее» в «Прибыль (убыток) от прекращаемой деятельности (за вычетом относящегося к ней налога на прибыль организаций)»;
-
«Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» в «Налог на прибыль организаций, относящийся к результатам переоценки внеоборотных активов и прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток)».
В отчете зачитываются показатели прочих доходов и расходов, связанные с одним или рядом аналогичных фактов хозяйственной жизни (п. 28 стандарта). Исключение – случаи, когда:
-
раздельное представление таких доходов и расходов может повлиять на решения пользователей отчетности;
-
иной порядок представления этих показателей установили федеральными или отраслевыми стандартами.
Содержание других форм отчетности
Серьезно изменили форму отчета об изменениях капитала. Вместо 3 разделов в ней будет 1. В таблице надо обособленно приводить информацию о влиянии на каждую составляющую капитала корректировок, которые связаны:
-
с изменением учетной политики;
-
исправлением существенных ошибок.
В отчет о движении денежных средств в разделе «Денежные потоки от текущих операций» добавили строку, где нужно отражать поступления процентов по дебиторской задолженности покупателей.
В пояснениях раскрывают информацию, которая нужна пользователям, чтобы принять экономические решения, но которую не раскрыли в других формах.
В пояснениях указывают, в частности (п. 46 стандарта):
-
основные виды деятельности;
-
информацию об учетной политике;
-
информацию, дополняющую или поясняющую показатели отчетности;
-
информацию, которую не раскрывают в отчетности, но которую надо раскрыть по федеральным стандартам (о событиях после отчетной даты, связанных сторонах, об условных обязательствах и активах и др.);
-
дату госрегистрации организации, если ее создали в отчетном периоде.
Каждое пояснение должно иметь номер (п. 51 стандарта).
Документ устанавливает также перечень информации, которую должны раскрыть АО и иные субъекты (п. п. 47 и 48 стандарта).
Содержание упрощенной отчетности
В балансе, отчете о финрезультатах и отчете о целевом использовании средств ряд показателей можно объединять в группы. При этом приводят только итоги таких групп без детализации (п. 53 стандарта).
Информацию из отчета об изменении капитала и отчета о движении денежных средств раскрывают, только если такая информация существенна. Сделать это можно в виде отчетов или в пояснениях (пп. "в" п. 54 стандарта).
Оформление отчетности
Формы отчетов организация определяет сама на основе образцов, приведенных в приложениях к стандарту (п. п. 62 и 63 стандарта).
Если есть техвозможность, отчетность можно оформить как открытые данные на своем сайте. Однако есть исключения (п. 65 стандарта).
В п. п. 58 - 61 стандарта привели перечень информации, которую нужно включать в заголовочную часть бухотчетности.
Условия достоверности отчетности
Отчетность должна соответствовать таким критериям (п. 69 стандарта):
-
в ней есть информация, сформированная по федеральным и отраслевым стандартам и систематизированная по Закону о бухучете и ФСБУ;
-
информация в отчетности нейтральна;
-
содержание и формы отчетности применяют последовательно от одного отчетного периода к другому;
-
по каждому показателю за отчетный год есть значения минимум за 2 периода – отчетный и аналогичный период предшествующего года. Исключение – отчетность за первый год;
-
в отчетности раскрыли существенную информацию. Об отдельных объектах бухучета такую информацию привели в балансе, отчете о финрезультатах и отчете о целевом использовании средств обособленно.