Выгодно ли вообще уходить южнокорейскому бренду из России? Ведь тот же солярис был самым ходовым у жителей России?

Еще в декабре прошлого года Hyundai планировал стать одним из крупнейших инвесторов в российский автопром, увеличив с 16 млрд руб. до 52,8 млрд руб. сумму заключенного в 2018 году на следующие 9 лет СПИК. В прошлом году Hyundai инвестировал 383 млн долларов в модернизацию производства для выпуска обновленных Hyundai Solaris, Creta, и Kia Rio, и планировал организовать в России выпуск Hyundai Tucson, Hyundai Palisade, Kia Sportagе на бывшем заводе General Motors, приобретенном Hyundai в 2020 году.

В сентябре 2021 года российская дочка Hyundai – Wia Rus ввела в эксплуатацию завод по производству двигателей, который обошелся в 15,8 млрд руб. Не следует забывать и о почти 1 млрд долларов, инвестированных Hyundai в строительство Санкт-Петербургского завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», который до санкций успешно выпускал популярные в России модели автомобилей Kia, Hyundai Solaris и Hyundai Creta.

Заморозив производство автомобилей в Санкт-Петербурге, компания уже более 7 месяцев продолжает оплачивать содержание завода и осуществлять выплату заработной платы более чем 2,2 тыс. сотрудникам. Усиливающееся санкционное давление заставляет руководство Hyundai свернуть все запланированные инвестиционные программы и задуматься о продаже российских активов.

Почему за восемь месяцев автопроизводители не смогли наладить работу, перестроиться?

Санкции ограничили возможность поставок комплектующих, поэтому российские сборочные мощности зарубежных автомобильных брендов были заморожены. Объемы производства автомобилей упали более чем на 85%.

В то же время российские автозаводы, пытаясь приспособиться к работе в условиях санкций и ориентируются на поставки недостающих комплектующих из Китая. Процесс адаптации к санкциям требует немало времени. При замене комплектующих необходимо проводить соответствующие испытания, а в условиях слабой локализации производства заменять приходится многое.

Локализация производства большинства отечественных автомобилей не превышает 50%, наиболее высокая локализация 80-90% у Lada Granta и Niva, выпускаемых АвтоВАЗом. Новая стратегия развития российского автопрома предусматривает повышение минимального уровня локализации до 80% к 2035 году. Хотя установленная цель кажется весьма амбициозной, действующая в России программа господдержки проектов импортозамещения может помочь в ее достижении. Из 2,7 трлн руб. общего объема инвестиций в НИОКР и в организацию производства комплектующих правительство планирует затратить на субсидии и другие формы господдержки более 600 млрд руб.

Сколько иностранцы теряют с уходом с российского рынка в долларах и кто может занять эту нишу?

Чтобы войти на российский рынок иностранные автопроизводители инвестировали средства не только в строительство заводов, но и в рекламу, в создание собственной сервисно-сбытовой сети. Уходя из России, они могут продать активы с дисконтом не менее 50%, но и ждать смягчения санкций, продолжая нести издержки по содержанию завода и сотрудников автопроизводители, не хотят.

Японский автопроизводитель Nissan, например, продал свои российские активы ФГУП «НАМИ» всего за 1 евро, оставив себе возможность через несколько лет вернуться в Россию. Убыток, который будет отражен в отчетности при списании составит около 686 млн долларов.

Французский автопроизводитель Renault также покинул Россию, продав 100% акций завода «Рено Россия» Правительству Москвы и получив возможность вернуть себе через 6 лет 68% акций АвтоВАЗа. Чистый убыток компании из-за прекращения работы в России составил 2,3 млрд евро. Занять освободившуюся нишу пытаются китайские автопроизводители.

Готов ли Китай заместить российский рынок автомобилей?

Ограничение экспорта и заморозка российских производств известных европейских, японских, корейских брендов автомобилей сформировали дефицит автомобилей в России, на фоне которого резко вырос импорт автомобилей из Китая.

Китайские автопроизводители, опасаясь вторичных санкций не афишируют свое сотрудничество с Россией, но, тем не менее, многие из них хотели бы занять высвободившуюся нишу.

Одним из первых на российский рынок решил прийти китайский бренд JAC, автомобили которого будут положены в модельный ряд нового «Москвича», производство которого начнется уже в конце этого года на бывшем заводе «Рено Россия».

Что произошло с ценами на автомобили хендай и другими марками из-за простоя и каких цен ждать в будущем?

Возросшая на фоне санкций инфляция, разрыв наработанных цепочек поставок и уход из России зарубежных автопроизводителей подстегнули рост цен не только на новые, но и на подержанные автомобили, которые после начала СВО подорожали более чем на 50%.

Повышение цен на автомобили привело к снижению продаж автомобилей за 9 мес. 2022 года почти на 60% до 507 тыс. ед. Сезонное повышение спроса на автомобили, которое обычно приходится на осень, в этом году также не состоялось. Объявление частичной мобилизации и увеличение количества россиян, выехавших в этой связи за рубеж, негативно повлияли на продажи автомобилей.

До конца года ожидается незначительное (в пределах 3-4%) восстановление спроса на «упрощенные» модели, выпускаемые АвтоВАЗом и увеличение продаж китайских автомобилей.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 5 канал

Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты