Можно ли утверждать, что в связи с ускорением цифровизации бизнес-процессов у участников рынка снизилась потребность во внешнем консалтинге? Или, напротив, сегодня наблюдается тренд на увеличение спроса на такие услуги ради оптимизации затрат и бизнес-процессов?

Тренд на цифровизацию наиболее активный и глобальный формат принял в период пандемии, когда бизнес фактически был вынужден автоматизировать процессы. Это привело к тому, что некоторые решения были внедрены в спешке, ведь от оперативности реакции зависело, насколько успешно компания сможет преодолеть период изоляции и сможет ли вообще. В нашей практике есть примеры, когда такое внедрение было удачным, и организация, внеся некоторые доработки, продолжала использовать такое решение, однако были и случаи не совсем удачного внедрения, отрывочной цифровизации процессов, когда в рамках единого бизнес-процесса могли быть задействованы сразу несколько решений.

В связи с этим услуги консультантов по-прежнему актуальны и для компаний, которые автоматизировали свои бизнес-процессы. Одним из направлений является как раз гармонизация решений, создание единой ИТ-инфраструктуры в рамках компании. Другим не менее востребованным направлением остается оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов с дальнейшей поддержкой внедрения или доработки существующих в компании решений. Бизнес развивается, сейчас многие российские компании получили дополнительный импульс к росту в силу освободившихся ниш, возросшего числа заказов. Часто решения, которые были адаптированы под определенный масштаб и формат ведения деятельности, не могут удовлетворять требованиям выросшей компании.

Консалтинг требуется и в разработке и реализации цифровых стратегий, выборе и внедрении оптимальных технологий, разработки технических заданий для разработчиков. Особенно если планируется внедрение нестандартного, кастомизированного решения или автоматизация касается высокорисковых процессов.

В чем разница в подходах у крупных и малых кредитных организаций с небольшими бюджетами?

Надо сказать, что уровень цифровизации российских банков крайне неоднороден. Так, реализацию масштабных проектов цифровой трансформации могут позволить себе в основном крупные кредитные организации (в первую очередь из первой десятки). Они обычно имеют большие бюджеты и, соответственно, больше финансовых возможностей для привлечения внешних консультантов.

Небольшие банки (в частности, региональные), как правило, ограничивается использованием стандартных банковских программных продуктов, внедрение которых не требует участия консультантов.

Какие бизнес-подразделения банков и финансовых компаний используют услуги внешних консультантов для внутренних нужд сегодня? Произошли ли какие-то изменения из-за ухода из РФ западных игроков?

Перечень услуг, которые консультанты могут оказывать финансовым компаниям, достаточно обширен: от стратегического планирования до автоматизации и риск-менеджмента. Из действительно массово востребованных услуг, которые необходимы практически всем участникам рынка, можно, например, выделить автоматизацию скрининга и скоринга.

Введение санкций повысило важность процесса импортозамещения в сфере банковских цифровых технологий. Отказ крупных иностранных поставщиков программного обеспечения от работы в России создал неотложную потребность в замене импортного программного обеспечения на отечественное. Это станет главным направлением развития цифровизации, по крайней мере, на ближайшие два года.

Помимо IT-сферы, традиционно консалтинг используется в оценке залогов и проектном финансировании. Пользуются ли банки аутсорсингом в этих направлениях? Как влияет на практику ужесточение законодательства, например, в строительной сфере?

Ужесточение законодательства в сфере строительства, в частности, введение эскроу-счетов, пусть уже далеко не новшество, все же внесло определенные изменения в процесс организации контроля за расходование средств. Несмотря не то, что зачастую в банках есть собственные аналитические отделы, обеспечивающие надлежащую проверку, подобные проекты передают и на аутсорсинг аккредитованным консультантам, подтвердившим свои компетенции. Аналогичным образом консультанты могут быть привлечены и для оценки пакета документов при привлечении банковского финансирования.

С другой стороны, клиенты банков также склонны привлекать консультантов, например, при привлечении финансирования по сложно структурированным проектам, для подготовки финансовых моделей, бизнес-планов.

Какие новые услуги сегодня появляются в области консалтинга для банковской сферы? Можно ли выделить услуги, которые сегодня уходят в прошлое?

По большей части, традиционные консалтинговые услуги для финансового сектора сегодня востребованы и остаются актуальными. Речь идет об услугах, связанных с цифровой трансформацией, кибербезопасностью, риск-менеджментом, анализом данных, правовой поддержкой и пр.

Однако глобальная трансформация бизнес-среды, являющаяся следствием прошлогодних событий, сгенерировала и ряд новых направлений. В частности, более востребованными стали направления M&A в части предварительного анализа активов, структурирования сделок, оценки правовых последствий с учетом международного права. На первый план выходит управление непрофильными активами, разработка стратегий использования и интеграции активов в существующую структуру.

Вследствие санкционного давления и ограничения трансграничных переводов значительно повысило спрос на услуги специалистов в области комплаенс-контроля и правовой поддержки (особенно в новых для бизнеса юрисдикциях).

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» Журнал «Банковское обозрение»

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты