Несомненно, фактическое закрытие границ и снижение деловой активности по всему миру сказывается на импорте - по оценкам экспертов, стоит ожидать роста цен на импортную продукцию уже во втором квартале текущего года. Подорожают продовольственные товары, бытовая техника, автомобили, медтехника и лекарства, также к лету стоит ожидать роста цен на текстильную продукцию. Возможен ли рост отечественного текстильного сектора в таких условиях, возрастет ли спрос на товары российского производства - экспертным мнением с газетой «Деловой Петербург» поделился Старший партнер Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» Армен Даниелян.

По вашим оценкам, может ли вообще сейчас крупное производство на территории России (и, в частности, СЗФО) не просто стагнировать, а развиваться? Или иностранные подрядчики все же единолично «выигрывают» в вопросе производства одежды и текстиля даже с учётом логистических затрат?

Несмотря на существующие колебания, рынок текстиля и производства одежды в России уже длительное время стагнирует. В числе основных факторов, которые мешает развитию швейных производств можно выделить:

Низкий потребительский спрос. Только оправившись от кризиса, вызванного санкционной политикой западных стран, Россия вновь оказалась на пороге кризиса. Очередная волна девальвации рубля, обусловленная происходящим снижением цен на нефть, сокращает расходы населения на одежду.

Конкуренция со стороны импорта дешевой продукции из стран Юго-восточной, Южной и Центральной Азии. В Китае в сфере легкой промышленности работает более 200 млн. чел., в России – около 330 тысяч. Поэтому доля импорта из года в год постоянно увеличивается и сегодня лишь 12% изделий легпрома производится у нас.

Высокая зависимость от импорта сырья. Из-за нехватки внутренней сырьевой базы отечественные швейные производства более 95% материалов закупают за рубежом и даже отечественные ткани производятся в основном из импортных материалов. Существующие высокие цены на готовые изделия отечественного производства обусловлены нестабильностью валютного курса и высокими логистическими расходами.

Устаревший парк швейного оборудования. По нашим оценкам, около 65% оборудования, используемого в швейном производстве, эксплуатируется более 10 лет, причем, большая часть из него – более 20 лет. В то время как китайские производители имеют достаточно новый парк швейного оборудования.

На практике крупнейшие швейные предприятия, работающие на российском рынке, либо привязаны к госзаказу и специализируются на производстве спецодежды, либо являются российскими представителями крупных международных брендов. В любом случае, компании, ориентированные на розничного потребителя, не смогут динамично развиваться, пока не восстановится покупательский спрос.


С изменением курса доллара и евро, закрытием границ из-за вируса можно ли ожидать, что частичная «экономическая изоляция» станет толчком для развития лёгкой промышленности в России? Или такая логика ошибочна?

Проводимая во всех отраслях российской экономики политика импортозамещения на рынке легкой промышленности, к сожалению, не работает. В России нет сырья, которое могло бы обеспечить замену импорта. Например, синтетические ткани из которых выпускается более 60% готовых изделий, хотя производятся в России, но из импортных волокон. У нас почти нет своего хлопка для производства хлопчатобумажных тканей, есть лен, но спрос на него ограничен.

Внутренние резервы для роста легкой промышленности практически отсутствуют, проводимые меры государственной поддержки оказывают лишь точечное воздействие и не способны развернуть рынок к росту.

Искусственных барьеров для импорта готовых изделий легкой промышленности также не будет, так как в числе основных зарубежных поставщиков – страны, с которыми у России нет санкционного противостояния.

Поэтому какого-либо прорыва в легкой промышленности ожидать в ближайшей перспективе не следует.



Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета «Деловой Петербург»

Эксперты ГК "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" готовы оказать помощь по любым вопросам
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами.
Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты