Налоговая провела выездную проверку ООО «С» за 2013-2014 годы и обнаружила, что по одному крупному контракту фирма работала сразу в трех лицах. Причем учредители, банк, IP-адреса трех юрлиц были абсолютно идентичны. Так что инспекция увидела схему дробления и поняла, что проверяемым периодом тут не обошлось. Поэтому за этой выездной проверкой последовала новая – за 2015 год.
Затеяли ее налоговики под Новый 2017 год – решение о ее начале датировано 29 декабря 2016 года. На следующий же день – 30 декабря – инспекторы приостановили проверку по причине ожидания документов, запрошенных на основании статьи 93.1 НК у контрагента ООО «С» (не взаимозависимого).
Дав работникам фирмы спокойно отгулять новогодние каникулы, налоговики в первый же рабочий день 2017 года слили директору ООО «С» ценную инфу о начале и о приостановлении проверки, а также затребовали гору бумаг у самой фирмы.
После чего 5 месяцев от проверяющих – ни слуху, ни духу. 1 июня проверка возобновлена, но вскоре объявлен очередной затык – запрошены сведения у другого контрагента, опять же, по линии 93.1-й статьи, и проверка опять приостановлена на месяц.
Ну а потом работа закипела, причем, на территории ИФНС. Да так, что проверку дважды продлевали, в итоге – до 6 месяцев в связи с исключительными обстоятельствами (напомним, что стандартный срок проверки – 2 месяца).
И почти ровно через год после начала – 28 декабря 2017 года – проверка окончилась. Налогоплательщику выдали справку об этом.
Поскольку руководство фирмы не особо-то было в курсе происходящего, а только периодически в течение целого года получало различные «письма счастья», фирма попыталась оспорить действия проверяющих в суде (дело № А40-150759/2018).
Но суды не нашли никакого криминала. Общий срок приостановления проверки не превысил лимит – 6 месяцев. Общий срок ее проведения также вписался в возможный максимум (тоже 6 месяцев). Приостановления из-за статьи 93.1 законны (кассация Ф05-5015/2019).
Для продления проверки до 6 месяцев нужны особые обстоятельства, и суды их увидели. В этой роли выступили:
-
101 поручение об истребовании документов (информации)
-
26 запросов банковских выписок
-
168 повесток о вызове свидетеля
-
96 поручений о допросе свидетеля
-
107 запросов в другие налоговые органы
-
допросы 22 свидетелей.
Комментирует Мария Тимербаева, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
В ходе проведения выездной налоговой проверки контролирующие органы обязаны провести весь комплекс мер с целью проверки обоснованности исчисления налоговой базы. Одним из способов, входящих в комплекс мероприятий выездной налоговой проверки, является истребование документов согласно ст. 93.1 НК РФ. На основании данной статьи инспекция имеет право приостановить выездную проверку, которая порой затягивается на месяц и более. Срок приостановки зависит от того, когда поступят в инспекцию истребуемые документы либо письмо с отсутствием/отказом представить истребуемые документы.
В ходе приостановлении выездной налоговой проверки проворящие действуют в рамках кодекса, соблюдая сроки и нормы, контроль за ходом проведения проверки осуществляется вышестоящим налоговым органом. В этой связи, налогоплательщикам редко удается обжаловать действия налоговых органов по факту нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки.
При этом все же не стоит терять бдительность: для этого необходимо помнить основные моменты, на основании которых налоговики имеют право приостанавливать проверку, а также предельные сроки приостановки.
|
|
---|
|
|
---|
Налогоплательщикам следует быть внимательными к стадиям проведения выездной налоговой проверки да бы избежать затягивания проведения проверки, а также нарушения своих законных прав. Помимо приостановки выездной налоговой проверки существует ряд нюансов, с которыми налогоплательщик может столкнуться в ходе проведения налоговой проверки, для того чтобы избежать неприятных последствий, верным решением будет обратиться к специалистам, которые знакомы с подводными камнями налоговых проверок.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал «Audit-it»