Налоговая провела выездную проверку ООО «С» за 2013-2014 годы и обнаружила, что по одному крупному контракту фирма работала сразу в трех лицах. Причем учредители, банк, IP-адреса трех юрлиц были абсолютно идентичны. Так что инспекция увидела схему дробления и поняла, что проверяемым периодом тут не обошлось. Поэтому за этой выездной проверкой последовала новая – за 2015 год.

Затеяли ее налоговики под Новый 2017 год – решение о ее начале датировано 29 декабря 2016 года. На следующий же день – 30 декабря – инспекторы приостановили проверку по причине ожидания документов, запрошенных на основании статьи 93.1 НК у контрагента ООО «С» (не взаимозависимого).

Дав работникам фирмы спокойно отгулять новогодние каникулы, налоговики в первый же рабочий день 2017 года слили директору ООО «С» ценную инфу о начале и о приостановлении проверки, а также затребовали гору бумаг у самой фирмы.

После чего 5 месяцев от проверяющих – ни слуху, ни духу. 1 июня проверка возобновлена, но вскоре объявлен очередной затык – запрошены сведения у другого контрагента, опять же, по линии 93.1-й статьи, и проверка опять приостановлена на месяц.

Ну а потом работа закипела, причем, на территории ИФНС. Да так, что проверку дважды продлевали, в итоге – до 6 месяцев в связи с исключительными обстоятельствами (напомним, что стандартный срок проверки – 2 месяца).

И почти ровно через год после начала – 28 декабря 2017 года – проверка окончилась. Налогоплательщику выдали справку об этом.

Поскольку руководство фирмы не особо-то было в курсе происходящего, а только периодически в течение целого года получало различные «письма счастья», фирма попыталась оспорить действия проверяющих в суде (дело № А40-150759/2018).

Но суды не нашли никакого криминала. Общий срок приостановления проверки не превысил лимит – 6 месяцев. Общий срок ее проведения также вписался в возможный максимум (тоже 6 месяцев). Приостановления из-за статьи 93.1 законны (кассация Ф05-5015/2019).

Для продления проверки до 6 месяцев нужны особые обстоятельства, и суды их увидели. В этой роли выступили:

  • 101 поручение об истребовании документов (информации)

  • 26 запросов банковских выписок

  • 168 повесток о вызове свидетеля

  • 96 поручений о допросе свидетеля

  • 107 запросов в другие налоговые органы

  • допросы 22 свидетелей.


Комментирует Мария Тимербаева, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

В ходе проведения выездной налоговой проверки контролирующие органы обязаны провести весь комплекс мер с целью проверки обоснованности исчисления налоговой базы. Одним из способов, входящих в комплекс мероприятий выездной налоговой проверки, является истребование документов согласно ст. 93.1 НК РФ.  На основании данной статьи инспекция имеет право приостановить выездную проверку, которая порой затягивается на месяц и более. Срок приостановки зависит от того, когда поступят в инспекцию истребуемые документы либо письмо с отсутствием/отказом представить истребуемые документы.

В ходе приостановлении выездной налоговой проверки проворящие действуют в рамках кодекса, соблюдая сроки и нормы, контроль за ходом проведения проверки осуществляется вышестоящим налоговым органом. В этой связи, налогоплательщикам редко удается обжаловать действия налоговых органов по факту нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки.

При этом все же не стоит терять бдительность: для этого необходимо помнить основные моменты, на основании которых налоговики имеют право приостанавливать проверку, а также предельные сроки приостановки.


Налоговой орган вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки:

Сроки приостановления выездной налоговой проверки:

1. Для истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ

2. Для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации

3. Для проведения экспертиз

4. Для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке


1. Приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

2. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев.

3. Проверка обязана быть возобновлена в случае получения ответа по всем контрагентам, перечисленным в решении о приостановлении.

 
Налогоплательщикам следует быть внимательными к стадиям проведения выездной налоговой проверки да бы избежать затягивания проведения проверки, а также нарушения своих законных прав. Помимо приостановки выездной налоговой проверки существует ряд нюансов, с которыми налогоплательщик может столкнуться в ходе проведения налоговой проверки, для того чтобы избежать неприятных последствий, верным решением будет обратиться к специалистам, которые знакомы с подводными камнями налоговых проверок. 




Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал «Audit-it»


Вам также может быть интересно:

Автор материала
Мария Тимербаева
Налоговый консультант
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты