Насколько важное значение для рынка имеет строительство в Краснодарском крае порта по перевалке аммиака и азотных удобрений компанией «Уралхим»?

Санкции продемонстрировали острую нехватку отечественных мощностей для морской перевозки удобрений и высокую зависимость российских производителей от перевалочных портов Эстонии мощностью 2,5 млн т, Латвии -1 млн т и Украины – 2,5 млн т. Поэтому возобновление интереса к строительству терминала в Тамани можно считать вынужденным. Однако новый порт поможет нарастить экспорт не только производителям удобрений, но и другим компаниям Юго-Запада России.

Отвечает ли строящийся терминал нуждам экспортеров аммиака и карбамида (в том числе нуждам самого «Уралхима»)? Каким требованиям должен отвечать проект, чтобы соответствовать потребностям экспортеров?

1 очередь терминала, рассчитанная на 2 млн т аммиака, сможет лишь на 80% покрыть объемы экспорта через аммиакопровод «Тольятти-Одесса», остановленный в феврале 2022. Возобновление работы аммиакопровода в ближайшей перспективе не представляется возможным, поэтому завершение строительства 1 очереди активизирует просевший из-за санкций экспорт аммиака и карбамида, но уже морским путем.

Чтобы возводимый терминал смог эффективно работать, важно обеспечить его доступной транспортной инфраструктурой. В отсутствии возможности поставлять удобрения в порт по трубопроводам, для доставки придется использовать железнодорожный транспорт, что увеличит их себестоимость. А учитывая, что отгрузка удобрений из нового порта увеличит транспортное плечо до Босфора почти на 200 км и почти вдвое - до европейских черноморских портов, стоимость доставки и без того будет выше.

Сколько азотных удобрений (карбамида в частности) и аммиака Россия экспортирует и сможет ли в перспективе данный терминал полностью закрыть потребности по перевалке? Как изменились объемы вывоза за последние 5-7 лет? Какие компании экспортируют аммиак и карбамид помимо самого «Уралхима»?

Безусловным лидером в производстве аммиака и карбамида является Китай, но он же является и крупнейшим в мире импортером этой категории удобрений, поэтому в 2021 году безусловное лидерство в экспорте занимала Россия. Однако в прошлом году из-за остановки работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса» экспорт жидкого аммиака просел более чем на три четверти. И если бы не жесткое квотирование экспорта, то нехватка перевалочных мощностей создала бы серьезные проблемы для экспорта карбамида.

В этом году логистические проблемы для российского экспорта удобрений сохраняются: западные транспортные компании, страховщики и банки воздерживаются от работы с российскими производителями удобрений.

Поэтому строительство нового порта поможет вернуть положительную динамику в экспорте. Однако, учитывая, что Россия имеет возможность экспортировать 4-5 млн т аммиака и 7-8 млн т карбамида в год, строительство нового портового терминала мощностью 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида в год, не сможет полностью удовлетворить потребности экспорта.

Насколько, на ваш взгляд, реалистичны сроки реализации проекта - 1-я очередь – конец 2023-го года, 2-я – 2024-2025-й?

Реализация проекта строительства порта по перевалке аммиака и карбамида откладывалось по разным причинам более 20 лет. Поэтому запуск первой очереди уже в конце 2023 года, кажется невозможным. Но в условиях простоя аммиакопровода «Тольятти-Одесса», у «Уралхима» нет другой возможности в кратчайшие сроки вернуться на зарубежные рынки сбыта, кроме как формировать строительство нового портового терминала. Высокая актуальность проекта уже делает запланированные сроки достижимыми.

Какие страны являются покупателями аммиака и азотных удобрений из России?

Являясь лидером в мировом экспорте аммиака и карбамида, Россия осуществляла поставки удобрений в более чем 80 стран по всему миру. Однако введение антироссийских санкций разделило рынки сбыта на «дружественные» и «недружественные», а санкционная блокировка почти 300 тыс. т удобрений в европейских портах привела к тому, что их экспорт сменил вектор с Запада на Восток.
Активно приобретают российский аммиак и карбамид в Китае, Индии, Вьетнаме, где есть перерабатывающие мощности, позволяющие выпускать удобрения на их основе.

Инвестор оценивает свои вложения в проект на уровне 40 млрд руб. Это много или мало для подобных проектов?

40 млрд рублей – оценка 2015 года, когда в очередной раз планировалось возобновить проект строительства порта. В текущих ценах стоимость проекта может увеличиться до 55-60 млн.

Какие сложности могут возникнуть при реализации проекта и какие у него есть риски?

Помимо нехватки портово-терминальных мощностей, у России практически отсутствует собственный флот, используемый для перевозки жидкого аммиака.

Зная, что санкционное воздействие в ближайшие годы будет только усиливаться, а построить за короткий срок новые суда не представляется возможным, чтобы обеспечить относительную независимость в логистике необходимо покупать суда-аммиаковозы на вторичном рынке. Для чего следует расширить программу кредитования приоритетных отраслей и на закупку судов для транспортировки удобрений.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал «Агроинвестор»

Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты