- Как изменилась ситуация в сегменте B2B для молочного производства?
- Какова импортозависимость молочного производства? Какие позиции полностью закрываются российскими производителями продукции B2B?
- Как изменились цены на продукцию B2B?
- Меняются ли требования к продукции и поставщикам в сегменте B2B?
- Какие поставщики продукции B2B являются ведущими на российском рынке?
- С какими рисками столкнулись участники рынка B2B, выпускающие ингредиенты для молокоперерабатывющих предприятий?
Как изменилась ситуация в сегменте B2B для молочного производства?
Молокопроизводители после введения санкций столкнулись с проблемой упаковки готовой продукции. Компании, которые изготавливают упаковку для молочной продукции, испытывают сложности с поставками картона, специальных лаков и красок, ищут замену на китайском рынке. Зависимость от импорта в упаковке молокопродукции и материалах для ее изготовления достаточно высока и составляет около 53%.
Компания «Тетра Пак», обеспечивающая упаковкой почти половину крупнейших отечественных производителей молочной продукции, утратила поддержку головной компании Tetra Pak (Швеция), прекратившей работу в России. В результате чего российское подразделение больше не может согласовывать договора и поставки, а также утратило доступ к информационной системе и теперь не имеет возможности менять оформление упаковки.
Другая проблема касается поставок оборудования, которое более чем на 70% импортировалось из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.
Какова импортозависимость молочного производства? Какие позиции полностью закрываются российскими производителями продукции B2B?
Импортные закваски более чем на 80% покрывают потребности российских молокопроизводителей. Санкции и связанные с ними логистические проблемы приводят к сбоям в поставках заквасок, что несет существенные риски для отечественной молокопереработки. Запаса заквасок в России достаточно еще на полгода бесперебойного производства, но молокопроизводители ищут замену.
Многие из ферментных премиксов и наполнителей, используемых при производстве ягодных и фруктовых йогуртов, молочных напитков и другой молочной продукции, в России вообще не производятся. Пищевые фосфаты (Е339, Е451 и др.) на 95% импортного производства и нет возможности для их импортозамещения.
Производители сыра лишились поставок солей-плавителей, крахмалов, культур плесеней из Европы, однако около половины из этих ингредиентов могут быть заменены российскими.
Как изменились цены на продукцию B2B?
По итогам года следует ожидать роста цен на 13-15% из-за подорожания высокоэнергетических кормов, сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней. Но при этом цены на молоко будут отставать от темпов инфляции на 2-4%.
Кроме стоимости товарного молока на себестоимость молочной продукции более всего оказывают влияние цены на ингредиенты, используемые в ее производстве. Разрыв цепочек поставок, логистические проблемы привели к удорожанию ингредиентов на 20-50%.
По итогам года из-за увеличения себестоимости производства рост цен на готовую молокопродукцию может составить 15-17%, что будет примерно соответствовать темпам инфляции в стране.
Меняются ли требования к продукции и поставщикам в сегменте B2B?
Молокоперерабатывающие предприятия, вынужденные искать замену поставщикам, оценивают, как дорого им обойдется эта замена.
При смене ингредиентов обычно возникает необходимость вносить изменения в рецептуру и в технологию производства, на что может потребоваться до 6 месяцев. В итоге изменятся вкусовые качества молочных продуктов, а некоторые из них могут и вовсе исчезнуть с прилавков магазинов.
Какие поставщики продукции B2B являются ведущими на российском рынке?
Закваски для молокоперерабатывающей отрасли в России сегодня производят 7 компаний, среди которых лидируют:
- ФГБНУ «Экспериментальная биофабрика», которая выпускает бакконцентраты для сыров, творога, кислосливочного масла, сметаны, кисломолочных напитков (пробиотических с бифидобактериями) под брендом «Углич».
- Компания «Барнаульская биофабрика», производящая бакконцентраты для сыров, кисломолочных напитков под брендом «Алтай».
- Компания «Зеленые линии», выпускающая закваски для кисломолочных продуктов под брендом AiBi.
Однако в совокупности эти три крупнейших производителя заквасок не покрывают даже 15% рынка.
С какими рисками столкнулись участники рынка B2B, выпускающие ингредиенты для молокоперерабатывющих предприятий?
Самыми сложными на сегодняшний день являются проблемы оплаты и доставки ингредиентов из других стран. Отключение ряда российских банков от SWIFT усложнило процесс оплаты, и многие зарубежные поставщики отказываются работать с российскими молокопроизводителями в таких условиях.
Кроме того, зарубежные поставщики ингредиентов для молочной промышленности часто не могут отгрузить продукцию из-за закрытия портов для российских судов, запрета автомобильных грузоперевозок в Россию. Ингредиенты от китайских производителей не могут быть доставлены из-за отказа крупнейших контейнеровозов разгружаться в портах России.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Сектор Медиа