Больше всего в прошедшем году пострадала розничная продажа одежды и обуви, туристический, гостиничный и ресторанный бизнес, а также сфера спорта и развлечений, продажи в которых упали более чем на треть.
В период кризиса были развернуты существенные меры поддержки для субъектов МСП из наиболее пострадавших от пандемии отраслей, в том числе кредитование под 2%, правительственные субсидии на выплату заработных плат в размере МРОТ и др., но в этом году их действие уже заканчивается.
Обсуждаемый новый пакет мер поддержки МСП включает обнуление НДС для отельеров и рестораторов, повышение квот по госзакупкам, а также денежное субсидирование начинающих предпринимателей в форме выдачи сертификатов на сумму 100 тысяч рублей и пр. Однако суммы, которые будут затрачены на реализацию этих программ неспособны восстановить активность МСП до докризисного уровня и тем более не смогут обеспечить достижение установленного к 2024 году ориентира по обеспечению доли МСП в ВВП страны на уровне 32,5%.
В целом, предлагаемые меры господдержки вписываются в ранее использовавшиеся алгоритмы и по-прежнему носят точечный характер. Однако итоги предыдущих пяти лет показывают, что предоставленными льготами смогли воспользоваться менее 1% субъектов МСП. Поэтому точечные меры локально хотя и эффективны, но не могут обеспечить динамичного развития малого и среднего бизнеса в целом.
Отмена ЕНВД и переход малого бизнеса на УСН (на патентную систему смогли перейти только индивидуальные предприниматели) увеличил налоговую нагрузку для многих. А необходимость адаптироваться к работе в условиях пандемии повысила их расходы. Государство имеет широкие возможности для нефинансового стимулирования МСП, но использует их крайне неохотно.