В современных экономических условиях повышение качества государственного управления на всех уровнях — приоритетная задача, актуальность которой в последнее время значительно повысилась. Одним из важнейших процессов государственного управления в настоящее время является стимулирование территориального развития.
Основной способ государственного регулирования регионального развития — программный (проектный) подход, в рамках которого реализуются программы развития отдельных территорий. Его применение предполагает реализацию всех направлений развития как часть единого проекта. Особое внимание при этом уделяется крупным инвестиционным проектам.
Использование проектного подхода влечет внедрение результативно-ориентированной модели управления, которая позволяет:
- получать измеримые результаты реализации каждой цели;
- при определении целей видеть, какими последствиями они будут оборачиваться для населения региона;
- при принятии решения об изменении бюджета оценивать, как это повлияет на изменение показателей;
- прогнозировать социально-значимый результат мероприятий;
- оценивать эффективность работы ведомств и учреждений на основании анализа их расходов относительно полученных результатов;
- определять по каждой поставленной цели социально-экономического развития регионов реальную стоимость ее достижения, инструменты реализации и ответственных за выполнение.
На региональном уровне применение проектного подхода предполагает следующее:
- Проекты должны быть встроены в систему комплекса документов стратегического планирования территорий и логично вытекать из целей и задач стратегии развития региона.
- Проекты должны становиться конкретными механизмами реализации стратегий развития регионов. Их разработка, как и документов, из которых они вытекают, должна строиться на основе взаимодействия всех участников территориального сообщества: частного бизнеса, органов власти и управления, науки, образования, представителей общественности. При таком подходе проекты будут нацелены на эффективное взаимодействие всех участников и будут строиться на основе четкого планирования и определения конкретных мероприятий, источников их финансирования.
Управление проектами представляет собой развитую методологию, включающую модели, методы и программные средства, широко применяемую при разработке и реализации проектов разного масштаба и типа. В мировой практике управление проектами является важным инструментом целенаправленных изменений в рамках отдельных организаций, компаний, а также целых социально-экономических и организационных систем, который приносит значительные результаты. По разным оценкам, управление проектами на основе современных информационных технологий и моделей позволяет сократить непроизводительные потери примерно на 15–20 % и сэкономить от 15 до 30 % временных затрат. Цели проекта определяют масштабность, длительность, емкость и значимость его для экономики региона, соответствие его целям региональной экономики.
В России применение проектного подхода на государственном уровне началось с реализации приоритетных национальных проектов, которые представляют собой новую организационно-экономическую форму государственного регулирования отраслей экономики. Специфику управления национальными проектами определяет их комплексность, многогранность и долгосрочность. Реализация проектов такого масштаба предполагает выделение значительных финансовых ресурсов и высокую организацию управления на всех этапах. Финансирование приоритетных национальных проектов в основном ведется за счет средств федерального бюджета, а процесс реализации проектов во многом возложен на субъекты Российской Федерации и муниципалитеты в их составе.
Современный этап развития проектного управления в России характеризируется наличием в регионах и крупных муниципальных образованиях долгосрочных стратегий и среднесрочных программ социально-экономического развития, а также региональных целевых программ и проектов.
Эксперты ГК «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» обладают большим опытом в разработке и внедрении стратегий развития различного уровня и масштаба.
Например, в рамках разработки стратегии развития федерального округа наши консультанты предложили провести работы в два этапа.
- Первый этап был посвящен определению стратегических приоритетов развития федерального округа. В его рамках мы оценили уровень и динамику социально-экономического развития федерального округа, а также его участия в национальных проектах, разработали стратегическое видение развития федерального округа, выбрали приоритетные стратегические направления для реализации на уровне федерального округа и провели их диагностику по ключевым показателям.
- Второй этап проекта — формирование портфеля инвестиционных проектов и разработка дорожной карты. Были разработаны рекомендации по формированию процесса работы с инвестиционными проектами, по системе сопровождения инвестиционных проектов в рамках федерального округа, а также укрупненная дорожная карта реализации приоритетных проектов.
Детальный анализ текущей социально-экономической ситуации, проведенный нашими экспертами, и продуманные, обоснованные инвестиционные проекты позволили привлечь в регион дополнительное финансирование и создать благоприятные условия для развития.
Реализация амбициозных целей стратегии развития федерального округа обусловлена достижением конкретных результатов по целевым показателям: ускоренный рост экономики, улучшение качества жизни, повышение эффективности госуправления. Среди прогнозируемых результатов реализации стратегии:
- увеличение объемов ВРП в 1,2 раза;
- ежегодный прирост инвестиций в основной капитал — 4 %;
- ежегодный прирост промышленного производства — 4 %;
- рост численности населения — 5 %;
- увеличение продолжительности жизни населения в среднем на 8 лет, снижение коэффициента смертности на 3,7 %.
Эксперты ГК «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» готовы разработать для вас проект стратегии регионального развития, а также оказать необходимую консультационную поддержку в процессе его реализации.