Можем ли мы запереться в госзаказе от санкций?

Санкционное давление, повлекшее утрату российскими производителями европейских рынков сбыта, безусловно повысит роль госзаказа. Согласно прогнозам, благодаря правительственным антикризисным мерам реальный объем госзакупок в текущем году вырастет более чем на 12-15%, однако официальные данные этого могут и не показать.

Для того, чтобы обезопасить поставщиков и исполнителей, сотрудничающих с госкомпаниями из санкционного списка, введен механизм закрытых аукционов, информация по которым не разглашается. А доля таких закупок будет весьма существенной.

Кроме того, изменится и структура госзаказа. Благодаря вынужденному импортозамещению, увеличится доля отечественных товаров и услуг в госзакупках.

Сложно ли перестроиться на такую систему?

О том, чтобы «запереться» в госзаказе речи точно нет. В 2021 году объем госзакупок составил около 7,8% от общероссийского ВВП и оценивался в 10,2 трлн руб.

Необходимо подчеркнуть, что во многом внешнеполитический шок последних дней не привел к тем или иным неблагоприятным последствиям, а лишь «подсветил» их. Глобальные цепочки поставок давали сбои и ранее. Например, проблемы с комплектующими для автопроизводителей возникли намного раньше 24 февраля. В добавок к существующим проблемам появились новые. В частности, существует насущная потребность в импортозамещении в гражданском авиастроении, микроэлектронике, фармацевтике и иных отраслях.

Государственный заказ может поспособствовать эффективному решению указных проблем. Кроме того, есть перманентная потребность в инфраструктурном и жилищном строительстве, которая никуда не делась, но поможет поддержать экономическую активность, что без государственной поддержки также проблематично.

Ориентация исключительно на рынок не может обеспечить финансирование проектов по банальной причине, связанной с отсутствием достаточного платежеспособного спроса в текущих реалиях. Проектное банковское финансирование также не в состоянии решить всех проблем по причине того, что ни один банк не сможет просчитать риски невозврата кредита в сложившихся условиях.

Государственный заказ – это проверенный временем способ поддержки экономики. Однако в сложившихся реалиях нужны элементы планирования, которые позволят направлять средства адресно в необходимые проекты, так как только на государственном уровне можно определить реально приоритетные области. При этом речь не должна идти о чрезмерном огосударствлении экономики, исполнение государственного заказа должно осуществляться на конкурентной основе с учетом опыта потенциальных поставщиков и их предложений по качеству и цене поставляемых товаров, работ и услуг.

Причем экономические стратегии могут меняться кардинально. Например, РФ является одним из ключевых производителей подсолнечного масла, которое пользуется спросом на европейском рынке. Учитывая, что европейские потребители обладают лучшей платежеспособностью по сравнению с российскими, экспортный поток «всасывает» огромные объемы российского масла. В свою очередь, на российском рынке растительное масло замещается менее полезным пальмовым, стоимость которого в разы ниже подсолнечного. Несмотря на очевидный вред здоровью богатого транс-жирами пальмового масла, с финансово-экономической точки зрения это было выгодно и вносило вклад в положительное сальдо внешнеторгового баланса страны.

Вместе с тем, в изменившихся реалиях существуют, как уже актуализировавшиеся проблемы, связанные с трудностями для российских экспортеров получить валютную выручку, так и потенциальные риски разного рода рестрикций и конфискаций, что может привести к тому, что вывоз произойдет, а вот получение валюты может и не состояться. В тоже время возможна и противоположная ситуация, когда дефицит растительного масла на мировом рынке «вымоет» с российского рынка все объемы подсолнечного масла без остатка, при этом не будет возможности и заместить его даже пальмовым по финансовым (трудности расчетов с контрагентами) или политическим (аресты судов с грузами и т.п.) причинам.

В этой связи, для недопущения подрыва продовольственной безопасности, возможно, в дополнение к существующим весьма существенным экспортным пошлинам, потребуется вводить меры по ограничению экспорта подсолнечного масла, по аналогии с уже введёнными ограничениями на экспорт пшеницы. Но с другой стороны и сельхоз производители, равно как и трейдеры, не должны страдать.

Запретами проблем не решить, но можно, например, пополнить запасы Росрезерва на разницу между текущим внутрироссийским спросом и производственным потенциалом. Кстати, подобные закупки могут поддержать и производителей зерна или несырьевых товаров, которые столкнутся с временными «внешними» (проблемы с расчетами или цепочками товародвижения за рубежом) или «внутренними» (временные государственные ограничения экспорта) проблемами. Рано или поздно рынки придут в норму, и важно сохранить производственные мощности.



Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Известия»

Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты