- Какие компании занимают лидерские позиции в России?
- Какую долю на российском рынке занимают российские производители? На сколько увеличилась их доля после введения санкций?
- По итогам 22-23 годов Эксперты ждут резкий рост спроса на отечественные БАДы и лекарственные травы. Каковы ваши ожидания? Почему потребители все вообще выбирают отечественное?
- Смогут ли российские предприятия быстро нарастить производство? Что может помочь и помешать?
Каков объём рынка БАДов и лекарственных трав в России?
За последние три года отечественный рынок БАДов и лекарственных трав демонстрировал двузначные темпы прироста, увеличиваясь в среднем на 19,2% в год. Причиной высокой активности стал рост популярности биодобавок на фоне распространения коронавируса, разрешение онлайн-торговли, а также выход участников рынка из «тени». В прошлом году объем отечественного рынка БАДов составил более 92 млрд рублей, из которых почти 7% приходилось на онлайн-сегмент. За три квартала текущего года аптечные продажи БАДов выросли на 17,2%, а онлайн продажи охватили уже более 15% рынка. Реализация биодобавок на Wildberries составила около 8 млрд руб., на «Озоне» - 3,5 млрд руб. на других маркетплейсах - 0,5 млрд руб. По итогам 2022 года объем российского рынка БАДов может достичь 110 млрд руб.
Какие компании занимают лидерские позиции в России?
На российском рынке сегодня представлена продукция более чем 850 производителей биодобавок, среди которых лидирует российская компания Эвалар, мультикомпонентные БАДы которой охватывают около 13-14% отечественного рынка. Второе место с долей 8-8,5% традиционно занимает американский производитель Solgar, предлагающий россиянам серию добавок широкого спектра действия. Третья позиция в рейтинге вот уже второй год подряд принадлежит канадскому производителю PharmaMed, который, не обращая внимания на санкции, активно наращивает свое присутствие на российском рынке с 5,3% в прошлом году, до 6-6,5% в этом.
Какую долю на российском рынке занимают российские производители? На сколько увеличилась их доля после введения санкций?
Санкции повлияли на состав участников рынка:
-
закрыв 62 центра продаж, Россию покинула американская компания Herbalife Nutrition, деятельность которой запрещена уже во многих странах мира (в том числе во Франции, в Швейцарии, Австралии, Норвегии и др.);
-
российские покупатели теперь не могут заказывать продукцию с сайта американского интернет-магазина iHerb.
-
другие западные производители БАДов заявили о приостановке инвестиций, снижении маркетинговой активности и сокращении ассортимента реализуемой в России продукции.
Тем не менее, освобождать быстрорастущий российский рынок большинство западных производителей не торопится. В аптечной сети на долю импортных биодобавок также, как и в прошлом году приходится чуть более 22% рынка в натуральном выражении и 51% - в денежном.
Отечественные БАДы более доступны по цене, поэтому почти 78% всех проданных в этом году упаковок были выпущены отечественными компаниями или локализованными в России производствами зарубежных брендов.
По итогам 22-23 годов Эксперты ждут резкий рост спроса на отечественные БАДы и лекарственные травы. Каковы ваши ожидания? Почему потребители все вообще выбирают отечественное?
Люди стали больше доверять отечественной фармацевтике и часто ищут заместители импортным аналогам, в том числе на рынке БАДов и лекарственных трав. Но причин для резкого увеличения спроса на биодобавки в ближайшей перспективе мы не видим. Основным драйвером роста рынка на 25-30% станет введение обязательной маркировки БАДов, которое планируется с апреля 2023 года, что заставит многих «подпольнных» производителей биодобавок выйти из «тени». В течение следующих нескольких месяцев следует ожидать легализации десятков, выпускающих БАДы компаний, ранее не зарегистрированных или сдававших почти «нулевую» отчетность.
Обязательная маркировка способна «обелить» рынок БАДов и избавить покупателей от риска приобретения некачественной и контрафактной продукции.
Смогут ли российские предприятия быстро нарастить производство? Что может помочь и помешать?
Быстрорастущий рынок БАДов является весьма привлекательным для инвесторов. Однако санкции помешали американскому маркетплейсу iHerb локализовать производство в России. А немецкая фармкомпания BAYER заморозила реализацию совместного с ООО «Макиз-Фарма» проекта по выпуску БАДов, который должен был стартовать в конце этого года.
Тем не менее российские инвесторы активно вкладываются в производство БАДов. В сентябре открылось производство биодобавок из субпродуктов оленя и дикоросов в Ненецком округе. Компания «Квадрат-С», недавно вошедшая в десятку лидеров российского рынка, планирует организовать новое производство в Кировской области.
Дополнительным стимулом для создания новых производств БАДов стала господдержка проектов импортозамещения, в том числе реализуемых в рамках СПИК-2.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Россия 24