Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Меры поддержки 2022
Эксперты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» непрерывно следят за изменениями в законодательстве и введением новых мер антикризисной поддержки, которыми может воспользоваться российский бизнес и граждане в условиях жестких санкций. Мы собрали все меры в удобную таблицу с интерактивным поиском. Оставайтесь в курсе самых актуальных нововведений!
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Мероприятия Группы
Как грамотно структурировать лицензионные платежи? Что может привлечь внимание налоговой? Как быть с отчислениями за рубеж в новой реальности? Какие платежи могут заинтересовать ФТC? 8 июня на бесплатном вебинаре Александр Силаков, Партнер практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФЛЬ», расскажет о грамотном структурировании лицензионных платежей и легальных способах оптимизации налоговой нагрузки.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
Перспективы экспорта сельскохозяйственной про…

Перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции в 2022 году

Возможно ли в нынешних условиях возвращение экспорта к прежним объемам? Каким будет критический объем для мирового рынка зерновых - приведет к большому дефициту продукции из России?

В нынешних условиях возвращение экспорта пшеницы и подсолнечника к прежним объемам невозможно по целому ряду причин.

Во-первых, это продовольственная безопасность. Так, основным фактором, который подтолкнул Правительство РФ к обоснованному и своевременному, в условиях беспрецедентной экономической агрессии против РФ, введению временного моратория на вывоз зерновых и семян подсолнечника. В данном случае зерновые и семена подсолнечника — это стратегический резерв для замещения иных видов продовольствия при логистических или финансовых трудностях с их ввозом или оплатой. В частности, нельзя исключать проблем с импортом пальмового масла и иных заменителей подсолнечного масла или, например, сложностей с импортом сельхоз кормов и т.п.

Россия, в зависимости от урожайности в конкретном году, поставляет на мировой рынок от 13% до 25% общемировых объемов пшеницы. Если учесть, что Украина, которая поставляет 6%-7% общемировых объемов пшеницы, также в этом году навряд ли что-то поставит на экспорт, общий дефицит пшеницы на мировом рынке составит от одной пятой до четверти физических объемов мирового рынка. Вместе с тем, Российская и Украинская продукция в основном поставляется в Северную Африку и на Ближний восток, что локализует проблемы в обозначенном регионе. Иными словами, любые недопоставки зерновых из РФ приведут к проблемам в Северной Африке и на Ближнем востоке, так как заместить их будет непросто.

Применительно к семенам подсолнечника аналогичные проблемы могут возникнуть и в ЕС, но ЕС сможет заместить подсолнечное масло тем же пальмовым.


Какую позицию должно занять государство в настоящий момент в отношении величины экспортных пошлин?

Нет необходимости пересматривать веденный в прошлом году механизм ценового демпфера в поставках за рубеж зерновых и масличных культур, формирующих основу российского экспорта продукции растениеводства. Плавающая экспортная пошлина позволяет оперативно реагировать на изменение мировых цен. Другая часть механизма ценового демпфера перераспределяет экспортные пошлины между аграриями в виде субсидий.

Заградительный характер плавающих экспортных пошлин проявляется в период высоких цен. И наоборот – при низких ценах они будут стимулировать экспорт.

Антисанкционные меры будут направлены на количественное регулирование экспорта через установление квот и запретов. Возможно также установление наиболее благоприятных условий для экспорта продукции растениеводства в отдельные страны. Например, весьма вероятно, что РФ к взаимной выгоде поддержит ключевых потребителей российской пшеницы, например Египет, Турцию и Сирию.


Какие теперь логистические маршруты возможны для экспортных поставок сельхозпродукции, с учетом того, что Европа полностью закрыта для России?

Наиболее крупными покупателями российской пшеницы были и скорее всего останутся Египет и Турция, важны также такие страны как Сирия, Иран, Ливия, так что направление поставок, в целом, понятно. Однако нельзя исключать проблем с традиционными маршрутами через порты Черного моря, так как блуждающие украинские мины уже стали проблемой, в том числе и для гражданских судов.

Кроме того, возможны случаи морского терроризма со стороны вооруженных формирований, не контролируемых киевским режимом. В этой связи мы можем увидеть принципиально иные маршруты поставки, например, через каспийское море в Иран и далее по суше, с последующим использованием морского потенциала Персидского залива.


Из каких регионов России поставки за рубеж сельхозпродукции будет сложнее всего отгружать в ближайшей перспективе?

Черноморско-средиземноморский маршрут является наиболее проблемным. Основной фактор риска – это неконтролируемые киевским режимом вооруженные формирования, которые могут стать серьезной проблемой для гражданского судоходства в северо-западной части Черного моря. Большую проблему представляют собой и блуждающие мины, расставленные украинскими вооруженными формированиями.

Что касается портов Калининградской области, то данный регион является, скорее, «получателем», чем «отправителем» товаров вообще и сельхозпродукции, в частности. По остальным регионам проблем быть не должно, было бы что и, самое главное, куда отправлять.


Насколько быстро и успешно можно переориентировать грузопоток на порты на Дальнем Востоке? Справится ли с этой задачей РЖД и операторы ж/д составов?

Зерновые рынки являются достаточно консервативными, в том смысле, что заместить Северную Африку и Ближний восток поставками на Дальний восток не так-то просто. При этом чисто логистически везти зерно в тот же Египет через порты Дальнего востока не представляется рациональным.

Вместе с тем, сегодня действительно отмечается рост заявок на перевозки сельскохозяйственной продукции в восточном направлении. Спрос на железнодорожные перевозки стимулируют льготные тарифы на перевозку сельхозпродукции. В текущем году на субсидирование железнодорожных перевозок продукции АПК выделено 2,3 млрд руб., однако возникшие из-за санкций логистические проблемы заставили правительство выделить еще 2 млрд руб. дополнительно.

Обеспечить ускорение разгрузки экспортируемого в Китай зерна поможет трансграничный Забайкальский зерновой железнодорожный терминал, который введут в эксплуатацию в 3-м кв. 2022 г.


Недавно были запущены Агроэкспрессы из Азербайджана и Узбекистана в Россию. Возможно ли подобный проект реализовать по доставке сельхозпродукции по ж/д дороге только из нашей страны? Какие могли бы быть маршруты?

Формирование «Агроэкспресса» требует консолидации грузов для организации перевозок в одном поезде. Это возможно, когда логистический оператор в пункте отправления аккумулирует сельскохозяйственные грузы от нескольких грузоотправителей. А другой оператор должен обеспечить разгрузку и распределение среди покупателей в пункте приемки. Перегрузочные операции по пути следования не производятся.

Если говорить о странах, которые существуют в едином железнодорожном пространстве с РФ (в силу наследия СССР или Российской Империи), то это не просто возможно, а в принципе используется. Никто в тот же Узбекистан не повезет из РФ зерно морем.

Определённый эффект может быть при раскрытии потенциала каспийско-иранского транспортного коридора, например, по планируемом у МТК «Север-Юг». Но в таком случае нужны колоссальные инвестиции и годы реализации инвестиционных проектов. Возможно, решение проблем в черноморском регионе с экономической точки зрения было бы более рациональным решением.




Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», АГРО ХХI
Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Анализ рынка сельскохозяйственной техники для повышения уровня технологичности продукции
Комплексная экспертиза для агрокомпании

Другие публикации экспертов

Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
30 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства №506, которое разрешило ввоз в страну оригинальных иностранных товаров без согласия правообладателей, и уже с июня начнутся первые поставки. О том, кто будет этим заниматься, каким путем пойдет импорт и все ли аспекты отрегулированы, газете «Известия» рассказал Александр Силаков, Партнер практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Александра Шнипова
Заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга
Нефтяная компания «Лукойл» объявила о намерении выкупить ООО «Шелл Нефть». В сделку войдут автозаправочные станции Shell и завод по производству смазочных материалов в Тверской области. Как данное решение повлияет на рынок автотоплива - в комментарии Александры Шниповой, Заместителя руководителя практики Управленческого консалтинга для «Российской газеты».
Ксения Архипова
Старший партнер. Исполнительный директор
К концу апреля средняя максимальная процентная ставка крупнейших кредитных организаций опустилась ниже ставки рефинансирования. Вклады отстают от инфляции. Ксения Архипова, Исполнительный директор, Старший партнер, предложила россиянам варианты сохранения сбережений в комментарии для «Российской газеты».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта