Зарубежные поставщики услуг облачного хранения данных (Амазон, Майкрософт, немецкая САП) закрыли доступ к своим «облакам» для российских компаний, как это сказалось на работе госструктур и бизнеса? В каких областях это оказалось наиболее чувствительным?
Большинство российских компаний так или иначе используют облачные технологии. Речь идет не только об облачных хранилищах, которыми пользуются не более 3% фирм, но и о множестве продуктов на них опирающихся: от Google Workspace до Microsoft Outlook, где высоко количество корпоративных пользователей. Часть облачных сервисов уже заблокирована для предприятий из санкционных списков, остальные могут попасть под 12-й пакет санкций, запрещающий поставки корпоративного ПО. Чтобы не потерять доступ к данным, хранящимся на этих сервисах, компании организуют внутреннее хранение или ищут альтернативу западным сервисам на российском рынке.
Проще всего дела обстоят в IaaS-сегменте, где выручка компаний в 2023 году увеличилась на 50%. У российского бизнеса было два года, чтобы сменить оператора, и большинство компаний уже перевели свои системы на отечественные cloud-сервисы, крупнейшими из которых являются «Ростелеком-ЦОД», Cloud.ru, Yandex Cloud и др. У зарубежных операторов сейчас обслуживаются в основном те, кто осуществил длительную предоплату.
Сложнее всего в SaaS-сегменте, где зависимость от импортного ПО по-прежнему остается высокой. Рынок за 2023 год увеличился на 30%, но из-за низкой базы этого недостаточно для существенного импортозамещения.
Как обстоит дело с отечественными разработками по хранению данных на «облаках», можно ли привести примеры успешных решений? Что изменится для пользователя при переходе на них по сравнению с западными? Дороже они или дешевле, удобнее ли, чем в принципе отличаются?
В IaaS-сегменте отечественные облачные сервисы развивались в условиях жесткой конкуренции с ведущими игроками глобального рынка. Поэтому технические характеристики сервисов во многом не уступают уходящим брендам, а по скорости работы даже опережают. Отечественные провайдеры готовы предоставлять корпоративным клиентам скидки и проводят более гибкую ценовую политику, чем иностранные.
Проблемой является то, что облачные сервисы уходящих провайдеров обладают более развитым функционалом, так как предоставляются множеству пользователей на условиях так называемой «коллективной аренды», в то время как российские провайдеры предоставляют «голые» серверные мощности, которые компания должна сама настроить под себя.
В сегменте SaaS наиболее масштабным является проект «Мой офис» от компании «Новые облачные технологии». Учитывая, что проект только развивается, по качеству программного обеспечения его пока сложно противопоставлять Microsoft или Google. Облачные технологии проекта реализуются на базе CloudMTS и включают пакеты «Частное облако» и «Защищенное облако».
В текущем году разработчик продукта «Мой Офис» должен получить от Росатома 1,85 млрд руб. для создания платформы работы с документами и почтовой системы. Вполне возможно, что эти разработки в перспективе позволят компании предложить ориентированный на малый и средний бизнес комплексный продукт, работающий в единой облачной инфраструктуре.
Что необходимо для скорейшего развития российских облачных сервисов?
Российские компании, работающие в IaaS-сегменте, инвестируют в строительство новых ЦОД, особенно в городах-миллионниках. Инвестиционная привлекательность здесь продолжает поддерживаться переходом компаний на отечественные сервисы, но эффект постепенно начинает затухать.
Основным драйвером развития облачных сервисов в России пока будут оставаться госзакупки, но их объем сокращается. Это происходит, потому что западные компании, в том числе Microsoft и Google, заняли выжидательную позицию, продолжают работать в России и не торопятся реализовывать новые европейские санкции.
Снижение темпов перехода на отечественное ПО увеличивает окупаемость инвестиций и заставляет разработчиков терпеть убытки. К примеру, компания «Новые облачные технологии» за 2023 год получила убыток в размере 5,2 млрд руб., вместо ожидаемой прибыли.
Кроме того, отметилось усиление глобализации рынка, когда небольшие компании не выдерживают конкуренции с крупными игроками и вынуждены его покинуть. Такая тенденция может привести к концентрации рынка в руках нескольких игроков, что может отрицательно сказаться на качестве услуг и ценах.