Механизмы параллельного импорта какой продукции на настоящий момент налажены и успешно функционируют?

Параллельный импорт является вынужденной мерой антисанкционной политики, поэтому перечень ввозимых товаров весьма ограничен и включает только те бренды, владельцы которых покинули российский рынок и перестали отгружать свою продукцию. Вводя механизм параллельного импорта, правительство рассчитывало сохранить товарные потоки там, где не может эффективно работать импортозамещение. Однако в прошлом с момента запуска механизма параллельного импорта (по оценкам главы ФТС Владимира Булавина) было ввезено продукции всего на $20 млрд, в то время как импорт только из ЕС просел более чем на $34 млрд. В текущем году санкционные запреты сократят европейский экспорт в Россию еще на 20-30 процентов, поэтому параллельный импорт сможет покрыть не более 30-40% потребности, а в его структуре будут продолжать преобладать ТНП зарубежных брендов.

Как в целом сегодня в РФ развивается механизм параллельного импорта?

Покупатели высокотехнологичной продукции, поступающей по параллельному импорту, не могут получить гарантийное сервисное обслуживание, усложняется ремонт и замена запчастей. Поэтому доля машин и оборудования в параллельном импорте весьма незначительна, а покупатели чаще предпочитают искать производителей из «дружественных» стран.

Основной тенденцией развития маршрутов параллельного импорта в следующие несколько лет станет сокращение торговых маршрутов из-за вводимых «дружественными» странами ограничений. В действующей схеме большинство товаров ввозятся через юрисдикции, предлагающие режим таможенного склада, предусматривающий транзит грузов без уплаты соответствующих таможенных пошлин. Ситуация, при которой страна недополучает налоговые доходы от участия в параллельном импорте устраивает немногих. Уже наметились проблемы с блокировкой транзитных грузов в Турции, которая, ссылаясь на то, что ее членство в Таможенном союзе ЕС обязывает соблюдать торговые стандарты, планирует отказаться от реэкспорта санкционных товаров в Россию. Подобную ситуацию можно наблюдать в Казахстане, являющемся крупнейшим торговым хабом, обслуживающим российский параллельный импорт. Понятно, что совсем отказываться от участия в схемах параллельного импорта эти страны не собираются, и товары в Россию по-прежнему можно будет провозить, но уже с растаможкой и соответствующей уплатой пошлин.

Кроме того, учитывая, что западные страны практически исчерпали возможности для введения новых антироссийских санкций, то новые пакеты, скорее всего, будут включать вторичные санкции, в том числе против стран или отдельных юридических лиц, поддерживающих параллельный импорт санкционных товаров в Россию. Поэтому в перспективе следующих нескольких лет объемы параллельного импорта будут сокращаться, а его стоимость будет расти.


Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета «Известия»

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты