Требование, направляемое налоговым органом, — это одна из форм налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков.

Получение требования может быть связано как с проводимыми в отношении компании мероприятиями налогового контроля, так и с иными лицами:

  • предпроверочным анализом — требование вне рамок налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
  • камеральной налоговой проверкой;
  • выездной налоговой проверкой;
  • встречным требованием по налоговому контролю в отношении контрагентов компании или иных лиц, сведениями о которых вы можете располагать (п. п. 1, 1.1 ст. 93.1 НК РФ).

Ошибки или чрезмерное усердие при ответе на требования могут привести к таким последствиям, как штрафы, внеплановые проверки, и, как следствие, необходимость в длительных судебных разбирательствах.

С 2025 года у ФНС стало на одну причину для блокировки счета меньше. Это связано с тем, что налоговое требование через шесть дней после отправки считается полученным и необходимость направлять в налоговую инспекцию квитанцию о приеме требования отсутствует. Блокировка счета, связанная с неисполнением требования инспекции, на сегодняшний день незаконна.

Чего не стоит делать при получении требования, так это суетиться, паниковать или относиться к данному документу легкомысленно. Необходимо особенно внимательно относиться к требованиям вне рамок проверок, поскольку само их направление практически всегда свидетельствует о проведении предпроверочного анализа.

При подготовке документов по требованию необходимо проверить их сплошным методом в совокупности с иными обстоятельствами, дабы в дальнейшем избежать возможных негативных последствий. Стоит особенно тщательно взвешивать ответы на требования и различные побудительные мероприятия.

Например, ТТН составлена 13 марта 2025 года, а в этот день лицо, его подписавшее, находилось на больничном. Налоговый орган обязательно укажет это в акте как признак формальности документооборота.

Недопонимание процесса подготовки ответа на требование, особенно в рамках выездной налоговой проверки, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о наличии схем налогового планирования, приводит к необратимым последствиям. И пока компании не ясно, что делать, время ответа на требование идет, документы не анализируются и не готовятся, правовой позиции нет, а в ящике стола главбуха иногда имеются печати компаний, которых там быть вовсе не должно, а в 1С — база всех участников группы компаний.

В это же время налоговая готовит выемку, а полицейские — обследование зданий, строений и сооружений. Все это свидетельствует о том, что доначислениям быть!

Требования можно условно разделить на такие группы, не являющиеся исчерпывающими:

  1. Документы — любые документы, в т. ч. подтверждающие право на вычет, реальность взаимоотношений (счета-фактуры, договоры, ТТН, переписка).
  2. Разъяснения — пояснения по цифрам, налоговым льготам, выбору экономической модели поведения, связанной с уплатой налогов, обоснование крупных наличных операций.
  3. Исправления — корректировка расхождений, уточненные декларации при обнаружении ошибок.

Все поступающие требования требуют внимательного и своевременного ответа, при этом позиции «давайте дадим все, что есть, напишем побольше» или «ничего не расскажем, пусть берут сведения где хотят» одинаково провальные.

Все предоставляемые документы и информация должны тщательно анализироваться перед предоставлением в налоговые органы. При этом желательно, привлекать специалиста непосредственно работающего в налоговой сфере, так как взаимоотношения с контролирующими органами имеют свою специфику и зачастую корпоративные юристы не обладают достаточным опытом.

Отметим, что нарушение сроков предоставления ответа и непредставление его вообще несет в себе разные последствия в виде штрафов, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 196 НК РФ. Привлечение к ответственности возможно, даже если у вас отсутствуют запрашиваемые документы, но в их отсутствии есть ваша вина, например:

  • если вы должны были составить документ по требованиям законодательства или учетной политики, но не сделали этого;
  • если вы утратили документы при пожаре, потопе, аварии, краже в месте, где они хранились, и не восстановили их.

Вы обязаны обеспечивать сохранность документов в течение определенных сроков. Значит, в случае их утраты вы должны принять меры по их восстановлению.

О невозможности предоставления документов, а также о причинах их утраты необходимо уведомить инспекцию в кратчайшие сроки. Укажите, почему именно невозможно их восстановить.

Все ли может быть запрошено налоговым органом в рамках контрольных мероприятий?

Как бы ни хотелось инспекции обладать безграничным правом получения любой информации в любое время, НК РФ ограничивает права проверяющих в соответствии с различными видами требований и предъявляет к запросам соответствующие критерии.

Например, по требованию «вне рамок налоговой проверки» могут быть запрошены информация или документы только о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ):

  • стороной которой вы являетесь;
  • стороной которой вы не являетесь, но располагаете документами или информацией о ней.

Например, инспекция может прислать требование представить документы о приобретении услуг у конкретного исполнителя в течение определенного периода, о покупке товаров у конкретного поставщика. В требовании, выставленном вне рамок проверок, реквизиты документов могут не указываться. Однако если документы истребуются инспекцией, на учете которой вы не состоите, то сделать это можно только через поручение.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2022 № Ф05-25713/2022 по делу № А40-74731/2022 поддержано требование общества о признании требования незаконным, поскольку налоговым органом вне рамок налоговой проверки истребован большой объем документов и сведений без указания на конкретные сделки заявителя, равно как без указания на контрагентов, относительно которых запрошены сведения.

Позиция налогоплательщика поддержана и Арбитражным судом Центрального округа в Постановлении от 15.12.2021 № Ф10-5716/2021 по делу № А08-10169/2020. Суд признал незаконным требование о предоставлении документов и отменил его на том основании, что требования, направленные вне рамок налоговой проверки, в рассматриваемом деле свидетельствуют не об объективной заинтересованности налогового органа в получении информации по конкретной сделке (нескольким сделкам), а об анализе взаимоотношений сторон за указанный период.

А постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016 судом установлено, что в оспариваемом требовании, как и в приложенном к нему поручении об истребовании документов (информации), указано лишь на то, что документы и информация запрашиваются у общества на основании статьи 93.1 НК РФ «в связи с возникновением обоснованной необходимости получения информации относительно конкретной сделки». При этом налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. В оспариваемом требовании поименованы конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

В рамках камеральной проверки налоговым органом также могут быть допущены нарушения при направлении требования.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 18.01.2021 № Ф07-15509/2020 по делу № А56-38742/2020 признал недействительным требование инспекции, выставленное в рамках камеральной проверки декларации по НДС, в которой была заявлена сумма налога к возмещению. Этим требованием у компании были истребованы договоры по сделкам, отраженным в декларации, счета-фактуры (выданные и полученные), акты сверок с контрагентами, оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов и карточки счетов.

Суд исходил из того, что, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ, право налогового органа на истребование документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению ограничено определенным кругом документов и отсылка к ст. 172 НК РФ указывает на то, что истребованию подлежат лишь те документы, которые поименованы в данной статье как основания налоговых вычетов. Документы, поименованные в требовании (за исключением полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов. Отсутствие какой-либо связи запрошенных документов с налоговыми вычетами по НДС очевидно, и эти документы не указаны в ст. 172 НК РФ.

В постановлении от 19.07.2012 по делу № А05-10389/2011 ФАС Северо-Западного округа признал незаконным требование, которым налоговики в рамках камеральной проверки декларации по НДС запросили у компании деловую переписку с контрагентом, расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности, трудовые договоры, договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за хранение товаров. Он указал, что по смыслу положений, содержащихся в п. 7 и 8 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать только документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, то есть счета-фактуры и первичные документы. А запрашиваемые в требовании документы к таковым не относятся.

Такая же логика прослеживается и в постановлении АС Волго-Вятского округа от 20.05.2021 № Ф01-2121/2021 по делу № А28-8268/2020. В этом деле суд признал неправомерным истребование у компании в рамках камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению оборотно-сальдовой ведомости. Он указал, что оборотно-сальдовые ведомости не являются документами, подтверждающими правомерность применения налоговых вычетов, и не связаны с исчислением и уплатой НДС.

Сразу отметим, что процент положительной судебной практики крайне низок. Зачастую суды не находят никаких оснований для признания требований незаконными или для отмены акта о привлечении к ответственности за неисполнение требования. А полномочия налогового органа при проведении выездной налоговой проверки практически безграничны.

Для формирования устойчивой и правильной позиции при ответе на требования налоговых органов рекомендуем привлекать профильных специалистов, способных оценить все риски предоставления документов, а также выявить признаки незаконных требований.

Эксперты ГК "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" готовы оказать помощь по любым вопросам
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами.
Автор материала
Лилия Бондарь
Эксперт департамента финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты