Осуществление контроля за налогообложением хозяйствующих и прочих субъектов положениями ст. 32 НК РФ возложено на налоговые органы. Одной из форм контроля, в соответствии с требованиями пп. 2 п. 1 ст. 31, а также в рамках положений ст. 89 НК РФ, является выездная налоговая проверка.
Выездные проверки проводятся выборочным методом. Ниже мы приводим перечень факторов, по которым налоговики осуществляют отбор кандидатов на проведение проверки и которые являются основанием для того, чтобы оказаться в первых рядах списка.
Существует концепция планирования проведения налоговых проверок, описанная и утвержденная Приказом ФНС РФ от 30.05. 2007 №ММ-3-06/333@. Согласно указанной концепции, обозначено двенадцать определяющих налоговых рисков, по которым налоговиками производится отбор кандидатов на проведение выездных проверок. Пользоваться указанными критериями могут как налоговики, так и хозяйствующие субъекты – он расположен в открытом доступе на сайте Налоговой службы РФ. Причем этот список позволяет налогоплательщикам заблаговременно оценить риски попадания в план мероприятий выездного контроля и принять меры.
Не стоит объяснять, что во избежание попадания в план выездных налоговых проверок хозяйствующему субъекту следует прозрачно вести предпринимательскую деятельность, а также в полной мере исчислять и уплачивать налоги в бюджет. Естественно, следует ожидать вышеуказанных налоговых проверок тем предпринимателям, в отношении которых у налоговиков имеются сведения о схемах ухода или минимизации налогообложения. Например, кандидатами на проведение проверок могут стать хозяйствующие субъекты, существенно занижающие размеры заработной платы своих сотрудников или заключающие сделки с «проблемными» контрагентами и фирмами-однодневками.
Переходя же к существу вышеуказанной концепции, рассмотрим двенадцать критериев для самостоятельной оценки рисков попадания в план проверок ФНС РФ.
Критерии для самостоятельной оценки налоговых рисков
Итак, проверку могут инициировать, если субъект налогообложения:
-
Показывает низкую налоговую нагрузку по сравнению с аналогичными хозяйствующими субъектами в данной отрасли.
-
В течение двух и более лет осуществляет свою деятельность с убытками.
-
Отражает в своей налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (процент вычетов равен или превышает 89% за год от суммы начисленного налога).
-
Темп роста расходов в хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта превышает темп роста его доходов.
-
Хозяйствующий субъект выплачивает среднемесячную заработную плату своим сотрудникам ниже среднерыночного размера (либо, если у налоговиков имеются сведения, заявления-жалобы со стороны третьих лиц о выплате «серой» ЗП в конвертах).
-
Два или более раза в год хозяйствующий субъект близок к предельному значению установленных Налоговым законодательством величин показателей, представляющих право применять специальные режимы налогообложения
-
Расходы хозяйствующего субъекта за календарный год близки к сумме его доходов.
-
Хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на основе договоров со множеством контрагентов без разумных экономических причин, направленных на достижение прибыли и достижения предпринимательской деятельности.
-
Уклоняется от предоставления и не представляет налоговым органам запрашиваемые последними сведений и пояснения по поводу выявленных налоговой несоответствий его показателей деятельности.
-
Часто (неоднократно с момента госрегистрации юридического лица) осуществляет перерегистрацию в связи со сменой своего места нахождения.
-
В деятельности усматривается значительное занижение уровня рентабельности по среднестатистическим данным в данной отрасли и сфере деятельности (налоговиками применяются среднестатистические данные по отрасли, и в случае отклонения на 10% в сторону занижения, они могут внести такого налогоплательщика в список кандидатов на выездную налоговую проверку).
-
Ведение деятельности с высоким риском. Признаками такой деятельности являются: осуществление сделок с контрагентом, не зарегистрированным в ЕГРЮЛ, отсутствие информации о местонахождении контрагента, отсутствие подтверждения полномочий представителей контрагента и ряд других.
Следует отметить, что концепция, разработанная ФНС, содержит лишь общие принципы планирования выездных налоговых проверок, однако при отборе кандидатов на выездную проверку проводится анализ широкого спектра факторов, включая оценку планируемой суммы доначислений и возможности ее взыскания.
Решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в результате длительной аналитической работы налоговых органов, сопровождающейся истребованием документов и запросом пояснений.
Так, перед назначением выездной проверки налоговый орган может пригласить представителей компании на комиссию для дачи самостоятельных пояснений и уточнений, касающихся ведения хозяйственной и налоговой деятельности и или иной другой интересующей налоговиков информации.
Игнорировать подобные приглашения не рекомендуется, т.к. такая комиссия может быть последней возможностью предоставить пояснения и документы, обосновывающие причину, выявленных налоговым органом, отклонений. Неявка в налоговую инспекцию, также как и отказ от представления запрашиваемых пояснений или уточнения налоговых обязательств может стать причиной для включения в план выездных проверок.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал Klerk.ru