1. Статья 5. Обязательный аудит содержит 6 случаев проведения обязательного аудита. Но Информация Минфина России дает весьма обширные таблицы со случаями. Является ли эта таблица расширением или просто конкретизацией перечня статьи 5?

Таблица Минфина конкретизирует перечень случаев проведения обязательного аудита и является очень хорошей рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения наличия необходимости проведения обязательного аудита для аудируемых лиц.

Обязательный аудит необходимо проводить не только по основаниям, указанным в пп.1-5 п.1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, но, также, если такая обязанность содержится в ином федеральном законодательстве, регулирующем деятельность той или иной организации (пп.6 п.1 статьи 5).

Перечень Минфина содержит все возможные случаи обязательного аудита, вытекающие как из Закона об аудиторской деятельности, так и из иных Федеральных законов (например, Об акционерных обществах, О некоммерческих организациях, О банках и банковской деятельности и т.д.)


2. Были ли введены какие-либо новшества по структуре заключения в последние 2-3 года?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие Международные стандарты аудита (МСА), в связи с чем Федеральные стандарты утратили силу для всех договоров на аудит, заключенных с 1 января 2017 года.

Теперь формат аудиторского заключения установлен МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».

Структура заключения кардинально поменялась. Мнения аудитора, которое ранее формулировалось в самом конце Заключения, теперь указывается первым разделом. Далее следуют знакомые пользователям разделы с Основанием для выражения мнения и ответственностью Аудитора и Аудируемого лица. Дополнительно в заключение могут быть включены разделы с Важными обстоятельствами и Прочей информацией. Также как и в случае с Мнение аудитора, эти разделы подняты выше (ранее они представлялись в конце Аудиторского заключения.

Аудиторское заключение дополнилось новым разделов – Ключевые вопросы аудита. Данный раздел призван повысить информационную ценность аудиторского заключения путем большей прозрачности проведенного аудита.

Ключевые вопросы аудита – это те вопросы, которые требовали от аудитора особого внимания при проведении аудита. В аудиторском заключении описывается:

  • почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и идентифицирован, как ключевой
  • как именно этот вопрос был изучен в ходе аудита (обзор выполненных аудитором процедур, результаты процедур, основные наблюдения по данному вопросу).

Таким образом, ключевой вопрос аудита – это не оговорка! Это информация, которую аудитор подтверждает, но, в силу ее значимости, дополнительно раскрывает в аудиторском заключении, какими именно процедурами он подтвердил достоверность этой информации.

Этот раздел обязателен в аудиторских заключениях организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Для остальных организаций аудитор сам принимает решение об информировании в Аудиторском заключении о Ключевых вопросах аудита.


3. Должны ли все организации, проводящие обязательный аудит, устраивать открытый конкурс для выбора аудиторов?

Перечень организаций, которые обязаны выбирать аудитора (как и осуществлять иные закупки) на открытых конкурсах закреплен:

  • Федеральным законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • Федеральным законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Перечень организаций, которые обязаны осуществлять закупку, а том числе аудиторских услуг, через открытые конкурсы зафиксирован этими законами и включает в основном государственные компании, государственные и муниципальные органы управления, ГУПы, бюджетные учреждения и т.д.


4. Почему в некоторых случаях важно, чтобы аудит проводила Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.?

Это необходимое требование Закона об аудиторской деятельности для:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам
  • кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов
  • организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет более 25%
  • государственных корпораций, государственных компаний. Публично-правовых компаний
  • организации, отчетность которых включается в проспект ценных бумаг
  • организации, формирующие консолидированную отчетность

Данное требование установлено п. 4.1. Статьи 23 «Заключительные положения» закона об аудиторской деятельности. В соответствии с этим пунктом, аудиторы с аттестатами, выданными на основании закона 119-ФЗ Об аудиторской деятельности имеют право проводить аудит в соответствии с типом имеющегося у них аттестата, за исключением участия в аудите организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона 307-ФЗ.


5. Какие штрафы придется заплатить тем, кто не предоставил или предоставил не вовремя обязательное заключение или не зарегистрировал его?

Прямой ответственности за непроведение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено.

Непредоставление заключения в Росстат чревато несущественными санкциями в сумме 3-5 тыс.руб. на организацию и 300-500 руб. на ответственное лицо (статья 19.7 КоАП).

Также можно сюда «притянуть» грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности по статье 15.11 КоАП (5-10 тыс.руб.).

Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:

  • на 30-50 тыс.руб. на должностных лиц
  • на 700-1000 тыс.руб. на общество.

Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты