- Что может значить этот эксперимент для российского потребителя, поможет ли это снизить и долю просрочки в магазинах РФ?
- Как это поможет решить проблему того, что «почти треть всех продуктов, которые поступают на прилавки российских магазинов с поля, в итоге оказываются на свалке»?
- Поможет ли это победить нелегальный оборот табачной продукции и смесей для кальяна, пива, молочной продукции, минералки, пива и др.?
- Станет ли это щитом от вторжения на внутренний рынок РФ в условиях санкций перечисленных товаров, которые будут участвовать в эксперименте?
- Какая продукция из списка для эксперимента, скорее всего, даст ожидаемый эффект?
Правительство решило запустить в магазинах эксперимент по борьбе с просроченной и нелегальной продукцией. В перечень товаров, участвующих в эксперименте, попали: молочная продукция (за исключением мороженого без содержания молочных жиров в составе), минеральная и газированная вода, пиво (в том числе безалкогольное), сидр, сигареты и сигары, табак, а также курительные смеси для кальяна. По итогам эксперимента ожидается, что пробить просроченные или контрафактные товары на кассе станет технически невозможно. Обязательными элементами системы станут маркировка и программное отслеживание перемещения товара – газета «Известия»
Указанный перечень включает товары, которые обязательной маркировке уже подлежат или в скором времени подлежать будут.
Однако, кроме молочной продукции, которая с 1 сентября 2022 года подлежит обязательной маркировке, больше всего просрочки в скоропортящихся товарах, в числе которых: хлеб, овощи и фрукты, мясо и колбасная продукция. Несомненно, новация потребует существенного расширения количества товаров, требующих обязательной маркировки, пока не охватит преобладающую долю ассортимента магазинов.
Что может значить этот эксперимент для российского потребителя, поможет ли это снизить и долю просрочки в магазинах РФ?
Объявленный Минпромторгом эксперимент является первым шагом на пути создания национальной системы управления качеством и безопасностью реализуемой продукции, основанной на отслеживании ее перемещения от производства до продажи с прилавка магазина. Итогом эксперимента должна стать невозможность провести по кассе товар с истекшим сроком действия или введенный в оборот незаконно. То есть обязательными элементами такой системы станут маркировка и программное отслеживания перемещения товара.
В конечном итоге, во-первых, покупатели смогут быть уверены, что не приобретают контрафакт или просроченную продукцию. Во-вторых, фискальные службы получат четкую картину об оборотах и фактических доходах налогоплательщиков-участников цепочки поставок, смогут отслеживать неплательщиков налогов. В-третьих, сократятся временные затраты контролирующих органов на проведение проверок соблюдения требований маркировки.
Но есть и минусы: возрастут расходы производителей и торговых организаций на маркировку и программное обеспечение, что скажется на ценах. Кроме того, малый бизнес, неспособный нести такие расходы, будет выведен из цепочек поставок и продаж. Многие магазины, не являющиеся частью торговой сети, попросту перестанут существовать, а сетевой ритейл прекратит работать с большинством мелких производителей сельхозпродукции и продуктов ее переработки.
Как это поможет решить проблему того, что «почти треть всех продуктов, которые поступают на прилавки российских магазинов с поля, в итоге оказываются на свалке»?
То, что треть представленной на прилавках магазинов продукции с истекшим сроком годности или является контрафактной, является преувеличением. Размеры просрочки зависят от внутренней системы управления качеством, применяемой в конкретной торговой точке. И крупные торговые сети, заботящиеся о своей репутации, не позволяют просроченной продукции находиться на прилавках.
В среднем магазины возвращают производителям или самостоятельно утилизируют около 20% хлебобулочной, 10-20% молочной и 5-7% мясной продукции. По данным Роспотребнадзора за 2017-2021 гг., больше всего некачественной продукции продавалось в Новгородской области и в Республике Саха (11% от всех взятых проб). В Магаданской области доля проб с превышением микробиологических норм составляла 8%, а в Москве - 6%.
Введение маркировки и программного отслеживания продукции не позволит просрочке или контрафакту оказаться в открытой продаже.
Поможет ли это победить нелегальный оборот табачной продукции и смесей для кальяна, пива, молочной продукции, минералки, пива и др.?
Программный продукт будет отслеживать движение маркированных товаров и сделает невозможным продажу через кассу магазина товаров, в отношении которых нарушены правила маркировки. Поэтому контрафактная продукция технически не сможет продаваться через организованные объекты розничной торговли. Несомненно, это сократит объем «серого» рынка и создаст производителям дополнительные стимулы для легализации производства и внедрения маркировки продукции.
Однако после введения обязательной маркировки отдельных видов продукции, торговые сети уже отказались от продажи контрафакта. Поэтому основными каналами продаж «серых» товаров является неорганизованная (на рынках, ярмарках и пр.) и онлайн-торговля, а их проводимый Минпромторгом эксперимент не затронет.
Станет ли это щитом от вторжения на внутренний рынок РФ в условиях санкций перечисленных товаров, которые будут участвовать в эксперименте?
Санкционные товары ввозятся в Россию по нелегальным каналам и, скорее всего, одними из первых пополнят перечень товаров, подлежащих маркировке и программному отслеживанию, что позволит вывести их из оборота организованной розничной торговли.
Какая продукция из списка для эксперимента, скорее всего, даст ожидаемый эффект?
Введение обязательной маркировки уже вывело из тени 15% рынка минеральной воды, а также на 25% снизило нелегальный оборот табачной продукции. Введение механизма исключения технической возможности продажи просроченных продуктов и контрафакта, по нашим оценкам, может сократить объем теневого рынка продуктов из перечня Минпромторга еще на 10-25%.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Известия