С января ЦБ расширил свои полномочия мегарегулятора – теперь он допускает на рынок и ведет реестр аудиторов, которые могут оказывать услуги общественно значимым организациям финрынка (ОЗОФР). Согласно проекту, опубликованному 6 июня, Банк России разработал единый перечень информации, которую должны будут раскрывать на своих сайтах аудиторы - Ведомости

Что вы думаете по поводу проекта ЦБ?

ЦБ РФ хочет потребовать от аудиторов раскрытия существенного объема информации, вплоть до данных о персонале и направлениях его обучения. Подобные технические и административные процедуры займут значительное количество времени не только у аудиторов, но и у самого регулятора.


Насколько он нужен и зачем?

К самим организациям на финансовом рынке предъявляются достаточно жесткие требования, и логично, что от их аудиторов также требуют соответствия самым высоким стандартам.

Предложение Центробанка в части раскрытия документов понятно – регулятор стремится не допустить к аудиту особо значимых организаций на финансовом рынке неблагонадежных аудиторов. Такое уже случалось, и многие банки после проверки лишились лицензий или попали под санацию. Потому требование раскрыть столь существенный объем информации, которая позволит заблаговременно сделать вывод о масштабе, устойчивости и надежности аудиторской организации, в целом выглядит оправданно. Не допустить к проведению аудита тех, кто не имеет надлежащего опыта и квалификации, максимально обезопасить рынок – эти цели преследует законопроект в первую очередь.

С другой стороны, далеко не все ОЗО на финансовом рынке – кредитные организации. В этот перечень также попадают, например, и публичные акционерные общества, которые не являются публичными в полном смысле и чьи акции не размещены на бирже.


Какие риски и последствия есть у раскрытия требуемой ЦБ информации?

Есть риск слишком сильно перестраховаться и ограничить вход даже надежным аудиторским компаниям, которые оказывают услуги высокого качества. И тем самым ограничить выбор аудитора для самих финансовых организаций – низкая ротация в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям и конфликту интересов.

Используя терминологию закона о бухгалтерском учете, также стоит отметить, что трудоемкость получения информации не должна превышать экономический эффект от ее использования. То есть столь сложные административные и технические процедуры должны иметь под собой жесткое обоснование в части получаемых данных для выводов. Ведь речь идет теперь не об отчете, который аудиторы готовят один раз в год для Минфина и СРО, а фактически о непрерывной фиксации информации о самых разных аспектах деятельности. Крупным и средним компаниям понадобится как минимум дополнительная штатная единица, чтобы соблюсти все требования о раскрытии в установленные Проектом сроки.


Чем этот перечень раскрываемой информации отличается от той, что аудиторская организация уже должна указывать на своей сайте?

Перечень отличается кардинально, объем информации значительно шире того, что раскрывают аудиторы сейчас. Например, аудиторская организация на данный момент не обязана раскрывать данные об обучении специалистов, списки персоналий, стоимость контрактов на аудит.

Пока аудиторы на своем сайте должны размещать полное и сокращенное наименование, контактные данные и адрес, также необходимо раскрывать подтверждение права на оказание аудиторских услуг, информацию о структуре, результаты внешних проверок.


Кто из аудиторских организаций может попасть в реестр?

В реестр попадут единицы. Что и ставит своей целью регулятор – максимально сузить круг компаний, которые могут оказывать услуги ОЗО на финансовом рынке.


Есть ли уже реестр или когда его можно ждать?

Реестра пока нет, как и требований к нему. Учитывая, что уже середина года, есть основания сомневаться, что в этом году он появится. Вполне вероятно, что сроки, установленные Федеральным законом №307-ФЗ, будут пересмотрены.

Audit.jpg
Подробнее о решениях экспертов Группы:
Аудит отчетности по РСБУ
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Ведомости
Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты