- Какие основные факторы способствовали выходу одних игроков из агробизнеса и расширению других? Как вы считаете, продолжится ли эта тенденция?
- Важно ли наличие сельхозпредприятий разного масштаба для развития агросектора? Или все-таки будущее отрасли больше связано с ростом и развитием именно крупных игроков?
- Что способствует вовлечению земель в оборот? Отмечается ли при этом повышение культуры земледелия? Прогнозируете ли вы сохранение позитивной динамики в этом направлении?
- Насколько существенно изменился агросектор с 2016-го по 2021 год? Какие ключевые изменения этого периода, которые влияют и будут влиять на его развитие в дальнейшем, вы могли бы отметить?
- Насколько нужны подобные переписи, можно ли доверять их результатам?
Проведенная Росстатом микроперепись показала, что с 2016 по 2021 год число сельхозорганизаций сократилось на 14%, КФХ и ИП – на треть. При этом оставшиеся предприятия стали крупнее – площадь их сельхозугодий увеличилась.
Какие основные факторы способствовали выходу одних игроков из агробизнеса и расширению других? Как вы считаете, продолжится ли эта тенденция?
Причин, которые привели к сокращению численности сельскохозяйственных предприятий, можно выделить несколько, в их числе:
- Жесткая ценовая конкуренция с крупными агрохолдингами в условиях низкой покупательской способности населения, и череды экономических кризисов последних лет, которую мелкие фермерские хозяйства не выдерживают.
- Сокращение каналов продаж сельхозпродукции мелких производителей из-за того, что крупные агрохолдинги развивают полный цикла производства, переработки сельскохозяйственной продукции и ее сбыта в розницу или на экспорт.
- Более высокая себестоимость фермерского производства, когда крупным компаниям доступны более высокие скидки за опт при приобретении сырья, материалов, ГСМ и пр.
- Неравный доступ к инструментам господдержки, когда наряду с формами господдержки доступными КФХ (субсидии на приобретение племенного скота, элитных семян, компенсации части затрат на покупку удобрений и пр.) крупным агрохолдингам предоставляются механизмы государственного стимулирования инвестиций в аграрные проекты (СПИК, СЗПК и пр.), льготные беззалоговые кредиты, государственные гарантии, льготный лизинг сельхозтехники.
- Недоступность кредита для небольших фермерских хозяйств, когда банки повышают требования к обеспечению, зачастую требуя залог.
Изменить тенденцию будет возможно только в условиях роста реальных располагаемых доходов населения, готового платить справедливую цену за более качественную и экологичную фермерскую продукцию.
Важно ли наличие сельхозпредприятий разного масштаба для развития агросектора? Или все-таки будущее отрасли больше связано с ростом и развитием именно крупных игроков?
КФХ должны развиваться, так как именно оно обеспечивает работой жителей сельских поселений и способствует их развитию. В развитых странах на небольшие фермерские хозяйства приходится до 80% производства продовольствия, что достигается благодаря развитию централизованных каналов сбыта фермерской продукции. В то время как в России фермерские хозяйства формируют чуть более 15% валового сельскохозяйственного производства, а к 2030 году их долю планируется довести до 30%.
Росстат отметил положительную динамику эффективности использования сельхозземель: сельхозорганизации используют 91% своих угодий, КФХ - 94% (против 89% и 92% в 2016-м).
Что способствует вовлечению земель в оборот? Отмечается ли при этом повышение культуры земледелия? Прогнозируете ли вы сохранение позитивной динамики в этом направлении?
Данные о том, что сельхозорганизации не используют 9% земель, а КФХ всего 6%, не отражают картины в регионах. Если вблизи городов или в южных регионах России, процент использования сельскохозяйственных земель очень высок, и культура земледелия на таких участках развита, то на территориально удаленных от крупных населенных пунктов землях, а также на землях, имеющих низкую плодородность почв, этот процент может быть намного меньше.
Но среди очевидных причин увеличения эффективности использования земель можно выделить сокращение общей площади сельхозугодий с 90 млн га в 2016 году до 38 млн га в 2021 году. Наиболее быстрыми темпами сокращались сенокосы и пастбища, что скорее всего объясняется резким снижением поголовья голов скота в личных подсобных хозяйствах.
Вовлечению в оборот земель также поспособствовали административные меры, введенные N354-ФЗ от 3 июля 2016 года, которыми срок неиспользования участка для сельскохозяйственного производства был сокращен с пяти лет до трех.
Насколько существенно изменился агросектор с 2016-го по 2021 год? Какие ключевые изменения этого периода, которые влияют и будут влиять на его развитие в дальнейшем, вы могли бы отметить?
К числу неблагоприятных изменений агросектора за последние пять лет можно отнести сокращение поголовья в личных подсобных хозяйствах КРС -на 23%, и свиней -на 46%, чему много причин, в числе которых: снижение численности сельского населения, отсутствие доступных кормов, засуха последних лет, различные болезни, ставшие причиной вынужденных забоев и пр.
Из наиболее важных положительных изменений выделим реформу агрострахования с господдержкой, которая предусматривает:
- расширение перечня рисков (страхование от ЧС)
- увеличение объема страхового покрытия (70% страховой стоимости запланированного урожая по мультирисковой программе страхования и в размере прямых материальных расходов на возделывание при страховании от ЧС)
- повышение порога субсидирования (за 2022 год 80% страхового взноса по страхованию на случай ЧС будет компенсировано из федерального и региональных бюджетов, в следующие годы сумма господдержки постепенно снизится до 50%)
Насколько нужны подобные переписи, можно ли доверять их результатам?
Во-первых, подобная перепись позволяет получить детальную картину о состоянии сельского хозяйства, обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, и включает даже те данные, которых в официальной статистике нет.
Во-вторых, у Росстата есть возможность исправить данные официальной статистики, которая часто содержит ошибки или неполную информацию. Сопоставить данные переписи с данными Росстата и других министерств и ведомств, во избежание разногласий.
Хотя не ясно, насколько верны данные переписи об использовании земель, так как введенный мораторий на проведение проверок МСБ не позволяет их проверить.
Итоги переписи не должны содержать оперативной информации, чтобы судить об актуальности (ее Росстат сам периодически собирает), их следует изучать в динамике для выявления средне- и долгосрочных трендов, разработки и редактирования программ развития.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Агроинвестор»