Риски перевыставления расходов за рубеж
Не секрет, что такие затраты на медицинских работников и научные мероприятия являются одной из постоянных составляющих работы фармацевтического бизнеса. Такие мероприятия необходимы для успешного продвижения продукции и в целом уверенного присутствия на рынке.
Где здесь налоговые риски? Дело в том, что такие расходы, если их несет российская организация, входящая в международную группу компаний, часто перевыставляются за рубеж. При этом при перевыставлении таких расходов налогоплательщики зачастую не применяют к ним НДС, ссылаясь на действие ст. 148 НК РФ о месте признания реализации услуг. В статье приводится закрытый перечень услуг, которые при оказании их иностранным лицам считаются оказанными не на территории РФ, а значит, не подлежат обложению НДС. К ним, в частности, относятся маркетинг, реклама, информационные и консультационные услуги.
Затраты на медицинских представителей и на научные мероприятия можно разделить на несколько категорий:
-
Посещение аптек и врачей, индивидуальные визиты медицинских представителей
-
Круглые столы
-
Научные съезды и конференции
-
Чтение лекций по заказу фармкомпаний
-
Научные статьи, подготовленные так называемыми key opinion leaders
-
Выставки и семинары, посвященные продукции фармкомпаний
Сами эти расходы могут быть разными: услуги третьих лиц, заработная плата, командировочные, расходы на транспорт, на раздаточные материалы и т. д. Однако сутевая характеристика этих расходов с точки зрения налогов, особенно при их перевыставлении, неоднозначна. Они могут быть потенциально отнесены к рекламе, маркетингу, информационным услугам, прочим услугам, к фармаконадзору.
В статье разберем, какие плюсы и минусы есть у отнесения расходов к каждому из перечисленных видов.
Варианты квалификации перевыставляемых расходов
Реклама
Реклама регулируется Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, в котором определено, что:
«Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»
Важно отметить, что под понятием «неопределенный круг лиц» подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
То есть, если в рамках различных научных мероприятий посетителями являются врачи и прочие медицинские работники (т.е. заранее относительно определенный круг лиц), это может свидетельствовать, с одной стороны, что данные расходы нельзя отнести к рекламе.
С другой стороны, в том же законе «О рекламе» есть отдельная статья, посвященная рекламе рецептурных препаратов, которая говорит, что реклама рецептурных препаратов может быть проведена исключительно в рамках медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и других подобных мероприятий, а также в специальных печатных изданиях (ст. 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ). Таким образом, реклама рецептурных препаратов, распространенная на заранее определенный ограниченный круг лиц, законом признается рекламой.
Более того, Минфин в своих письмах также квалифицировал такие расходы как рекламу. Но необходимо учитывать, что речь идет именно о рецептурных препаратах.
Вопрос, относятся такие расходы к рекламе или нет, к сожалению, не урегулирован. Последние судебные споры между фармацевтическими компаниями и налоговым органом это подтверждают. Однако говорить о том, что позиция налогоплательщика, который квалифицирует данные расходы как рекламу, является ложной, также нельзя.
Если речь идет о ненаучных мероприятиях или мероприятиях, где научный элемент выражен в меньшей степени, вопрос о признании таких расходов рекламными все еще остается открытым. И ответ на него следует искать в текущей практике. Это особенно актуально сейчас, когда квалификация перевыставляемых расходов является объектом пристального внимания налоговых органов.
Маркетинг
Остановимся подробнее на квалификации расходов на медицинских работников и научные мероприятия в качестве маркетинговых расходов. Основной проблемой является отсутствие точного определения понятия «маркетинг» в российском законодательстве.
Рассмотрим несколько вариантов, предложенных в разные годы контролирующими органами:
«Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта»
ФНС РФ в Письме от 20.02.2006 №ММ-6-03/183@ «О порядке применения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ»
В этом определении в первую очередь интересна формулировка «управляет продвижением», то есть маркетинг представляет собой именно управление продвижением товара, а не его продвижение непосредственно.
«Маркетинговые услуги – это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, включая характеристику товаров, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы»
п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014))
Ключевой интерес в данном определении представляет квалификация маркетинга как деятельности по выработке ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Как видно из двух определений, маркетинг – это более сложный процесс, чем просто исследование рынка. На практике маркетологи, в частности, помимо исследования рынка занимаются влиянием на приобретение, удержание и возвращение клиентов, помогая тем самым отделу продаж выполнять таргетированные показатели.
Важно отметить, что для международных фармацевтических групп наличие маркетинговых стратегических планов по развитию в целом и развитию на локальных рынках является обязательным атрибутом деятельности. В этих стратегических планах в том числе, предусмотрены таргетированные показатели и маркетинговые активности, влияющие на продвижение и рост продаж.
Таким образом, определение маркетинга на сегодняшний день остается дискуссионным, а требуется дальнейшее развитие законодательных основ и практики. Также с практической точки зрения мы считаем, что расходы на медицинских работников и научные мероприятия связаны (напрямую или косвенно) с продвижением товаров и ростом продаж, и обратное утверждение неверно.
Информационные услуги
Квалификация таких услуг как информационные, безусловно, может иметь в себе рациональное зерно. Информационными, с точки зрения ст. 148, являются услуги по обработке информации, что включает ее сбор, систематизацию и предоставление результатов клиентам. Но, согласно нашей практике, фармацевтические компании при перевыставлении подобных расходов за рубеж оформляют, как правило, краткий одностраничный акт. А значит, информация, собранная на локальном рынке, не передается клиенту (иностранной компании фармацевтической группы).
Для того чтобы квалифицировать услуги как информация, необходимо соблюдать требования: собранная на российском рынке информация должна быть предоставлена в определенном виде иностранному лицу. В таком случае риск переквалификации расходов, которые признаются компанией информационными услугами, с учетом корректного обмена информацией с получателем значительно снижается. Однако также стоит учитывать, что далеко не все упомянутые в данной статье мероприятия могут попасть под это определение.
Фармаконадзор и прочие расходы
Таким образом, налоговые инспекторы могут легко прийти к выводу, что перевыставляемые расходы не подходят под определение ни информационных, ни рекламных, ни маркетинговых услуг, которые перечислены в закрытом перечне ст. 148 НК РФ, что, соответственно, будет приводить к необходимости обложения данных расходов НДС при перевыставлении за рубеж. Так, в частности, действия, которые фармкомпании предпринимают в рамках указанных мероприятий, потенциально могут быть квалифицированы как прочие услуги или фармаконадзор.
Фармаконадзор – это те действия, которые необходимо предпринимать всем участникам фармрынка (производителям, дистрибьюторам, аптечным сетям и т.д.). Так, участники рынка должны собирать информацию о своей продукции, анализировать и хранить ее, учитывать особенности применения лекарственных средств и взаимодействия с другими лекарствами, систематизировать информацию о побочных эффектах и информировать соответствующие регулирующие органы о них. То есть целью является доведение до сведения всех участников рынка, в обязательном порядке – до врачей, информации о препаратах, об их действии и побочных эффектах. Это делается для того, чтобы пациенты получали максимально качественное и безопасное лечение.
Вывод
Подводя итог, можно отметить, что налоговые органы все больше внимания уделяют квалификации перевыставляемых расходов и в последнее время все активнее смотрят в сторону фармацевтической отрасли, к которой долгие годы отношение было достаточно лояльное. Снизить риски доначислений возможно при максимально взвешенном и рациональном подходе, а также качественном оформлении всех сопутствующих документов. Несмотря на постепенный переход судов от анализа формы к анализу содержания, контролирующие органы все ещё по-прежнему берут во внимание документальное оформление и формально подходят к чтению и интерпретации норм законодательства.
Источник: Пресс-центр Группы "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ"