Поддержка промышленных предприятий страны является сейчас одним из приоритетных направлений деятельности государства. Вследствие санкций и возрастающей необходимости развивать отечественное локальное производство проблема недостаточности финансирования и инвестирования промышленной отрасли становится более явной. Чтобы решить этот вопрос и способствовать развитию российской промышленности и увеличению объемов выпускаемой и экспортируемой продукции, разрабатываются и совершенствуются существующие меры и инструменты государственной поддержки.
СПИК
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — соглашение между инвестором и государством, целью которого является стимулирование инвестиций в промышленное производство РФ. Механизм СПИКов действует с конца 2014 года — СПИК 1.0. В августе 2019 года произошел перезапуск концепции и начал действовать механизм СПИК 2.0. В текущем году два варианта существуют одновременно. В обоих случаях заключается соглашение между инвестором и государством. Инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект, государство — поддерживать стабильные условия для ведения бизнеса и предоставить меры господдержки.
СПИК 1.0 применяется для инвестиционных проектов по созданию или модернизации и/или освоению производства промышленной продукции.
СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению и разработке современной технологии из перечня, утвержденного государством, с целью организации и налаживания серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии. Эти современные технологии должны быть конкурентоспособными на мировом уровне.
Таблица 1. Сравнение СПИК 1.0 и СПИК 2.0
Ключевые критерии |
СПИК 1.0 |
СПИК 2.0 |
Инициатор |
Инвестор |
Инвестор, Российская Федерация, субъект Федерации (обязательно) |
Механизм заключения |
Заявительный порядок |
Конкурсный отбор |
Минимальный объем инвестиций |
от 750 млн руб. |
без ограничений |
Максимальный объем господдержки |
Требования не установлены
|
Господдержка прекращается, когда объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней на меры поддержки превышает 50% от запланированных капитальных вложений в проект
|
Направление финансирования |
Создание или модернизация промышленных мощностей |
Запуск серийного производства промышленной продукции на основе технологий из перечня Минпромторга |
Срок действия |
≤ 10 лет (≤ 12 лет после продления на два года для проектов, реализация которых усложняется в условиях санкций) |
≤ 15 лет (при инвестициях до ₽50 млрд) ≤ 20 лет (при инвестициях более ₽50 млрд)
|
Меры поддержки и льготы |
Налоговые льготы
Субсидиарные меры
Статус «Сделано в России»
Процедура получения статуса ускорена и упрощена.
Ускоренная амортизация
Исполнитель контракта получает право на применение условий ускоренной амортизации (коэф. ≤ 2) в отношении основных средств, которые произведены в рамках СПИК и включены в 1-7 амортизационные группы Прочие меры
Носят региональный и муниципальный характер. На этих уровнях участнику СПИК может быть предоставлен в аренду земельный участок из фонда региона или муниципального образования без проведения торгов и/или обеспечено создание необходимых объектов инфраструктуры |
Источник: ФРП, Минпромторг
До конца 2023 года действуют сокращенные сроки заключения СПИК 2.0 — минимальный срок процедуры длится 1,5 месяца. Рассмотрение предложения компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 проводится в течение 5 рабочих дней, на разработку документации конкурсного отбора выделяется 10 календарных дней, а подать заявку на участие в конкурсе можно сразу после размещения извещения.
СЗПК
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) — инструмент, с помощью которого государство поддерживает реализацию крупных инвестиционных проектов. В рамках этого соглашения публично-правовое образование (РФ, субъект РФ или МО) не может принимать решения об ухудшении условий ведения предпринимательской и/или иной деятельности в отношении организации, которая реализует проект. В частности, неизменность налогового законодательства для проектов, реализуемых с использованием механизма СЗПК, закреплена в Налоговом кодексе.
Специальный инвестиционный режим появился в России в 2020 году в качестве ключевого инструмента повышения инвестактивности. Постоянные правила СЗПК были утверждены годом позднее — в ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Главным преимуществом данного механизма является возмещение затрат на реализацию инфраструктурных объектов, а также стабилизационная оговорка, которая защищает от изменений в налоговом и таможенном законодательствах, в условиях землепользования, градостроительства.
В результате перезагрузки механизма СЗПК в 2022 году были повышены требования к минимальному размеру капиталовложений, а также ужесточен контроль за инвестициями. Таким образом, СЗПК стал преимущественно распространяться на крупные проекты. Минимальный объем капиталовложений для федеральных проектов составляет не менее 750 млн руб. Чтобы получить максимальный срок применения стабилизационной оговорки (20 лет), объем инвестиций должен составить свыше 15 млрд руб. Минимальный объем для региональных соглашений составляет 200 млн руб. (по П. 1 ч. 4 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).
Таблица 2. Зависимость объемов инвестиций в зависимости от типа проекта
|
Сферы деятельности |
Объем капиталовложений для федеральных соглашений |
Объем капиталовложений для региональных соглашений |
Группа 1 |
|
750 млн ₽ |
от 200 млн ₽ — для Москвы и Санкт-Петербурга от 200 млн ₽ до 1 млрд ₽ — для остальных регионов |
Группа 2 |
|
1,5 млрд ₽
|
|
Группа 3 |
|
4,5 млрд ₽
|
|
Группа 4 |
другие сферы деятельности |
10 млрд ₽ |
Источник: Минэкономразвития РФ
Также с начала 2023 года участники СЗПК могут возмещать затраты не только в форме субсидии, но и с помощью налоговых вычетов (налог на прибыль, налог на имущество земельный налог).
Механизм предоставляет инвестору возможность возместить затраты на:
-
создание (реконструкцию, модернизацию) инфраструктуры (объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктуры):
-
на обеспечивающую инфраструктуру — до 50% ( в течение 5 лет)
-
на сопутствующую инфраструктуру — до 100% ( в течение 10 лет)
-
проценты по кредитам
-
купонный доход по облигационным займам
-
демонтаж жилых объектов военных городков
Участником СЗПК может стать любая отечественная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, муниципальных и государственных унитарных предприятий). Компания должна иметь необходимый объем капиталовложений, действовать в сфере экономики (исключения — ниже в таблице). В 2023 году перед подачей заявки на СЗПК инвесторы должны провести анализ инфраструктуры проекта, чтобы определить возможность и объем возмещения затрат на ее создание. Также организации, которые заключают СЗПК, обязаны перейти на налоговый мониторинг.
Таблица 3. Сравнение СЗПК и СПИК 2.0
Ключевые критерии |
СЗПК |
СПИК 2.0 |
Задача |
Вложение собственных инвестиций в реализацию на территории РФ инвестиционного проекта |
Производство промышленной продукции на основе современной технологии из реестра Минпромторга |
Отрасли |
Все отрасли, кроме производства: игорного бизнеса, табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, финансовой и страховой деятельности, строительства административно-деловых центров и жилых домов |
Только производственные отрасли |
Порядок заключения |
Частная или публичная проектная инициатива |
Конкурсный отбор на основе перечня современных технологий |
Минимальный объем инвестиций |
750 млн руб. – 4,5 млрд руб. в зависимости от сферы |
Не установлен
|
Срок |
≤ 6 или 10 лет (при инвестициях до ₽10 млрд) — в зависимости от сферы ≤ 15 лет (при инвестициях в ₽10 - 15 млрд) ≤ 20 лет (при инвестициях свыше ₽15 млрд) |
≤ 15 лет (при инвестициях до ₽50 млрд) ≤ 20 лет (при инвестициях более ₽50 млрд) |
Преимущества |
|
|
Источник: ФРП
КППК
Корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК) — программа, оказывающая финансовую поддержку компаниям, с целью роста конкурентоспособности, повышения объемов производства и выхода на новые экспортные рынки сбыта. Объем финансирования КППК в 2023 году равен 23 млрд руб., в следующем году он увеличен до 31 млрд руб. В текущем году отбор на КППК проводится с 20 марта по 23 декабря.
Рис. 1. Схема реализации КППК
Источник: ГИСП
В рамках КППК организации получают доступ к следующим способам льготного кредитования (по направлениям):
-
инвесткредиты на создание производства в России или за рубежом, ориентированного на экспорт
-
постэкспортное финансирование, международной факторинг
-
-
аккредитивы, кредиты иностранным покупателям и банкам иностранных покупателей
Соглашение КППК заключается на срок от 2 до 8 лет (с учетом того, что конец реализации проекта состоится до 31 декабря 2026 года). Участник КППК получает компенсации в объеме:
-
≤ 4,5% годовых от коммерческой ставки банка
-
≤ 3% годовых — в 2020-2021 годах для иного финансирования (без КППК) для производителей и покупателей, в 2022 — только для покупателей
-
-
≤ 50% ключевой ставки ЦБ РФ для кредитных соглашений, которые были заключены в российских рублях
Программа распространяется на промышленные предприятия из несырьевых и неэнергетических отраслей. Для участия в программе необходимо подавать заявку до 15 сентября текущего финансового года в Российский экспортный Центр через информационную систему «Одно окно». Необходимые документы:
-
счета/счета-фактуры или акты выполненных работ/услуг и платежные поручения с отметкой кредитной организации об исполнении платежа, которые подтверждают фактические затраты на транспортировку промышленной продукции перевозчиками
-
реестр поставок промышленной продукции
-
выписка из реестра акционеров (для акционерных обществ)
-
заявка на регистрацию в системе «Электронный бюджет»
Субсидирование НИОКР
Субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) осуществляется, чтобы внедрять новые технологии и осваивать высокотехнологичную продукцию. Мера направлена на модернизацию отечественного производства, привлечение к сотрудничеству с научными организациями с целью выпуска конкурентоспособной продукции, которая может обеспечить должный уровень импортозамещения.
Сейчас на сайте ГИСП можно найти 18 активных мер поддержки в сфере НИОКР. Субсидирование компенсации затрат на НИОКР предоставляется отраслям промышленности: в частности, фармацевтической, автомобильной, радиоэлектронной, станкостроению, нефтегазовому машиностроению, черной и цветной металлургии и т.д. Отдельно выделяются программы субсидирования НИОКР в рамках реализации инновационных проектов, субсидирования НИОКР с использованием научных и образовательных организаций высшего образования.
Субсидии предоставляются российским организациям на компенсацию в размере до 70% затрат на проведение НИОКР по современным технологиям. Размер субсидии определяется по специальной формуле, учитывающей расходы на оплату труда научно-исследовательских организаций, на аренду помещений и оборудования, на производство опытной партии продукции, а также тестирование, сертификацию и регистрацию продукта, накладные расходы и т.д. При этом размер субсидии ограничивается максимальным значением, определяемым для каждой промышленной отрасли.
Для получения субсидии необходимо пройти конкурсный отбор. В случае успешного прохождения отбора субсидия будет предоставлена в течение трех лет. Организация-получатель же субсидии обязана предоставлять отчеты о реализации плана мероприятий и целевом использовании субсидии.
Промышленные кластеры
В 2023 году был запущен льготный режим для промышленных кластеров (5-10 участников). Члены промышленного класса должны реализовать, как минимум, три проекта, нацеленные на производство импортозамещающец продукции. Среди инструментов поддержки для них:
-
Субсидирование кредитных организаций на кредиты промышленных предприятиям в рамках инвестиционных проектов, которые нацелены на производство критической продукции: льготная ставка = 30% ключевой ставки ЦБ РФ + 3% в размере 2–100 млрд руб.
-
Понижение тарифов страховых взносов до 7,6% на срок до 7 лет для членов промышленных кластеров, которые реализуют СПИК 1.0 ключевых поставщиков и/или потребителей как привлеченнвх лиц. При этом объем льгот не должен превышать объем привлеченных инвестиций
-
Субсидирование, направленное на возмещение до 50% затрат членов промышленных кластеров, с целью приобретения стартовых партий комплектующих (до 150 млн руб.) При этом в течение 3 лет необходимо увеличить объем закупки стартовой партии, ак минимум, в 2 раза
-
Участники промышленных кластеров могут быть включены в эксперимент по применению таможенного мониторинга
-
-
Преференции для членов кластеров, которые реалищуют СПИК 1.0, при проведении госзакупок
На реализацию этого механизма поддержки промышленных производителей в период на 2023-2025 гг. выделено 1,3 млрд руб.: 430 млн, 436 млн и 439 млн руб. на каждый год а отдельности.
КИП
В рамках кластерной инвестиционной программы (КИП) государство предоставляет льготные кредиты отечественным промышленным предприятиям на реализацию инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции. Инвесторы самостоятельно выбирают кредитные организации. Прием заявок в этом году продлен до 1 декабря 2023 года.
Реестр приоритетной продукции утверждает Межведомственная комиссия Минпромторга РФ, основываясь на отраслевых планах импортозамещения и на перечне критических материалов, комплектующих и сырья.
Таблица 4. Основные характеристики КИП
Область применения |
Размер кредита |
Период льготного кредитования |
Льготная ставка |
Софинансирование |
Субсидия Банку на компенсацию недополученных доходов |
Инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции |
От 2 до 100 млрд ₽ (от 1 млрд ₽ на производство продукции «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» и на реализацию соглашений о намерениях между Правительством РФ и заинтересованными организациями в целях развития высокотехнологичных направлений |
Дата завершения инвестиционной фазы + 2 года |
0,3*КС + 3% (6,9%) |
От 20% стоимости инвестиционного проекта |
90% ключевой ставки ЦБ РФ |
Источник: ФРП
Рис. Алгоритм предоставления льготных кредитов по КИП
В рамках КИП могут покрываться такие виды расходов, как:
-
покупка или лизинг необходимого оборудования
-
опытно-конструкторские, изыскательские и проектные работы
-
возведение и ремонт промышленной инфраструктуры
-
аренда или приобретение земли для создания новых объектов производства
-
покупка расходных материалов, сырья и комплектующих
Промышленная ипотека
Минпромторг России реализует механизм льготной промышленной ипотеки через субсидии кредитным организациям. Субсидии предоставляются на компенсацию недополученных доходов по кредитам для промышленных предприятий, которые выдаются с целью приобретения, строительства, реконструкции, модернизации производственных площадей. Бюджет программы промышленной ипотеки в 2023 году составляет 286 млн руб.
Право на льготную ипотеку имеют промышленные субъекты, вид экономической деятельности которых относится разделу «С» ОКВЭД (Обрабатывающие производства), за исключением: ИП и юридических лиц, которые осуществляют деятельность в сфере добычи и торговли природным газом, сырой нефтью, а также производства и торговли жидким топливом, алкогольной продукцией и табачными изделиями. Заемщики самостоятельно выбирают кредитную организацию и представляют документы для получения льготного кредита. В 2022 году были одобрены заявки 16 кредитных организаций.
Что дает программа:
-
Процентная ставка — 3% годовых для технологических компаний и 5% для других категорий заемщиков
-
Срок кредитования — ≤ 7 лет
-
Сумма кредита — ≤ 500 млн руб.
К 14 ноября 2023 года Минпромторг и Минфин России должны рассмотреть возможность продления срока кредитования по промышленной ипотеке на три года — до 10 лет.
Государство реализует и конкретные меры, направленные на отдельные отрасли промышленности: с помощью льготного кредитования, субсидирования и других аналогичных инструментов. Перечень мер поддержки опубликован на сайте Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). В последнее время все больший упор делается на меры, с помощью которых будут развиваться высокотехнологичные проекты. Так, до февраля следующего года должно быть принято решение по распространению программы льготного кредитования инновационных и технологичных субъектов малого и среднего предпринимательства (по федеральному проекту «Взлет — от стартапа до IPO«) на малые технологические компании.
Как заявил М.В. Мишустин весной 2023 года, в следующие два года в России могут быть запущены индустриальные мегапроекты (преимущественно в обрабатывающей промышленности). Таким образом, цель на ближайшие годы — внедрение критических технологий и обеспечение формирования заказа на разработку. Так, меры господдержки, очевидно, будут, в первую очередь, направлены на реализацию технологических, инновационных проектов.