По вашим оценкам, насколько активно компании АПК инвестируют в различные социальные проекты (речь не только о каких-то материальных проектах типа строительства жилья для сотрудников, но и, например, об организации досуга, образовательных программах, вложениях в спортивные проекты, проекты в сфере экологии и т.п.)? Какие направления вложений агробизнеса в социальную сферу можно назвать самыми популярными и с чем это связано?
В идеале, современное агропредприятие должно не только создавать рабочие места, но и формировать условия жизни в сельском поселении, создавая объекты социальной инфраструктуры. В то время как на практике крупные компании АПК предлагают ключевым специалистам жилье и соцпакет, а в решении большинства вопросов обеспечения работников социальными услугами полагаются на органы власти.
Малый и средний бизнес на селе инвестирует в социальную инфраструктуру, строя бани, сауны, конноспортивные объекты и пр. для получения дополнительного дохода, предоставляя платные услуги населению и приезжающим туристам. Другие – содержат объекты социальной инфраструктуры, оставшиеся на балансе после развала СССР. Крупный бизнес инвестирует в социальную сферу преимущественно в рамках своей благотворительной деятельности, ремонтируя муниципальные школы, детские сады и т.п.
И лишь немногие агропредприятия строят социальные объекты и содержат их на своем балансе. В 2022 году текущие расходы АПК на содержание объектов образования составили 6,2 млн руб., социально-культурной сферы – 257 млн руб., домов отдыха и детских лагерей – 913,7 млн руб., учреждений клубного типа – 30,8 млн руб.
На ваш взгляд, насколько важную роль играют инвестиции со стороны АПК в социальную сферу для развития регионов/муниципалитетов? Можно ли говорить об окупаемости таких вложений?
Инвестиции в социальную сферу могут себе позволить преимущественно крупные агропредприятия, стремящиеся обеспечить своих работников не только жильем, но и доступом к учреждениям дошкольного и школьного образования, активного досуга и комфортного отдыха. Здесь выделяются два основных направления инвестиционной активности:
Первое – участие в реализации программ комплексного развития территорий, когда предприятия АПК участвуют в софинансировании социальных проектов (строительство и ремонт дорог, газификации сел и пр.);
Второе – инвестиции, осуществляемые агропредприятиями за счет собственных средств. Преимущественная часть этих инвестиций является благотворительностью (ремонт сельских школ, больниц, строительство спортивных площадок и пр.), окупаемость которой незрима и выражается в создании положительного имиджа агропредприятия. За 2017-2022 гг. расходы предприятий АПК на благотворительность увеличились в 2,1 раза и достигли 5,6 млрд руб.
Как вы оцениваете динамику инвестиций агробизнеса в социальную сферу и с чем она связана? Можно ли говорить об их росте и увеличении числа социальных проектов за последние три-четыре года (с периода пандемии)?
Отдельной статистики по инвестициям коммерческих предприятий в социальные проекты нет, но есть данные Росстата об объемах текущих расходов, затрачиваемых на оказание услуг, на принадлежащих АПК объектах социальной инфраструктуры. В 2022 году они составляли 140,8 млн руб., что более чем в 30 раз ниже, чем у нефтяников.
55% этой суммы составляют расходы по предоставлению услуг лечебных санаторно-курортных учреждений, 17,2% приходится на физкультурно-оздоровительные комплексы. На услуги пансионатов, детских лагерей и домов отдыха предприятия АПК в 2022 году затратили 21,8 млн руб., но их доля в общей структуре социальных расходов за 2017-2022 гг. выросла с 9,9% до 15,5%. При этом доля расходов на предоставление услуг в области образования сократилась с 9,5% до 6,7%, хотя в абсолютном значении расходы в 2022 году так и остались на уровне 2017 года, т.е. около 9,5 млн руб.
По вашим наблюдениям, как часто инвестиции в социальную сферу – это не добровольное решение и выбор компаний, а ответ на просьбу местных администраций, которые просят выделить средства на какой-то конкретный проект (ремонт детсадов/школ и т.п., например)?
На практике одинаково встречаются ситуации, когда к агропредприятию обращаются из администрации с просьбой о выделении средств на финансирование какого-либо события в жизни села, ремонт социальных объектов и пр. или, когда аграрии сами выступают инициаторами каких-либо социальных проектов. Особую активность в этом случае проявляют агропредприятия, осуществляющие ESG-трансформацию.
По вашим оценкам, какой эффект получает бизнес от инвестиций в социальные проекты? В частности, как они влияют на привлечение персонала (в том числе молодежи), способствуют ли они тому, что люди остаются работать в сельской местности?
Улучшая качество жизни на селе агропредприятие сокращает количество желающих его покинуть, формируя таким образом, ресурс рабочей силы. А положительный имидж компании, создаваемый в результате реализации социальных программ, делает ее привлекательным работодателем.
Учитывая, что в АПК задействовано более 4,5 млн работников, объемы социальных расходов, осуществляемых агробизнесом сегодня крайне невелики и не способны коренным образом повлиять на решение проблем, имеющихся на селе сегодня. Поэтому отток молодежи из сел продолжается, а кадровый голод в АПК усиливается.
Единственный выход из этой ситуации для аграриев видится в росте автоматизации производства, которая позволит сократить потребность в рабочих и обеспечит лучшие для них условия.