- Как отразится введенное эмбарго на нефтепродукты на нефтеперерабатывающую отрасль РФ?
- Окажет ли это влияние на топливный рынок РФ? Если да, то какое?
- Как может выглядеть баланс мирового рынка нефтепродуктов после введения эмбарго на российскую продукцию?
- Каким странам сегодня или в ближайшей перспективе грозит дефицит нефтепродуктов из-за эмбарго?
- Сохранит ли РФ экспорт нефтепродуктов?
- В каких направлениях РФ сможет продолжать экспортировать свою продукцию переработки? Изменились ли объемы экспорта после введения эмбарго?
- Как эти ограничения повлияют на поступления в российский бюджет от экспорта нефтепродуктов?
Как отразится введенное эмбарго на нефтепродукты на нефтеперерабатывающую отрасль РФ?
Несомненно, введенное эмбарго по итогам года приведет к сокращению экспорта российских нефтепродуктов, но не более чем на 6-8%.
По сути, эмбарго не может вывести Россию из мирового рынка нефтепродуктов, но выводит ее из традиционного географически близкого рынка. Российские нефтепродукты теперь отгружаются на более дальние расстояния, теряя в цене. Однако санкции всегда имеют обратный эффект: отказавшись от поставщика рядом, европейские страны также увеличивают плечо доставки, переплачивая за транспортировку нефтепродуктов. Итогом будет невыгодное для всех перераспределение рынков сбыта и удорожание нефтепродуктов из-за увеличившегося плеча доставки.
Российским компаниям, чтобы проникнуть на новый рынок, снова придется вытеснять традиционных поставщиков при помощи ценовых уступок.
Поэтому для стабилизации сбыта потребуется время, а вернуться к досанкционным уровням поставок производители смогут уже в 2024 году.
Окажет ли это влияние на топливный рынок РФ? Если да, то какое?
Введение демпферных механизмов в нефтяной отрасли позволило «обособить» российский розничный топливный рынок от волнений внешнего. Нефтедобывающие компании, поставляя нефть на внутренний рынок, компенсируют ценовые потери, возвращая часть уплаченного НДПИ. В свою очередь, нефтеперерабатывающие заводы, продавая топливо по фиксированным ценам, «обратным акцизом» компенсируют свои ценовые потери. Поэтому существенного изменения розничных цен на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке ожидать не следует.
Однако на внутреннем оптовом рынке ситуация весьма неоднозначна. В преддверии эмбарго, европейские покупатели делали запасы российского топлива, что формировало дефицит его предложения в России и взвинтило цены на 20-30%. После введения эмбарго, ажиотажа уже нет, возникает излишек предложения, который скоро начнет давить на внутренний оптовый рынок, снижая цены.
Как может выглядеть баланс мирового рынка нефтепродуктов после введения эмбарго на российскую продукцию?
После введения эмбарго прошло не так много времени, чтобы оценить его влияние на мировой баланс. Тем не менее основные тренды в феврале уже наметились: наряду с сокращением поставок в Европу будут расти отгрузки нефтепродуктов в страны АТР, Ближнего Востока и Африки.
Каким странам сегодня или в ближайшей перспективе грозит дефицит нефтепродуктов из-за эмбарго?
Европейские страны, вводя эмбарго на морские перевозки нефтепродуктов, должны будут компенсировать выпадающие российские объемы поставками из других стран. Однако, в отличие от ситуации на газовом рынке, рассчитывать на объемы поставок из США, европейские покупатели не смогут.
В условиях отсутствия стабильных поставок из России, дефицит нефтепродуктов в Европе, несомненно, может возникнуть, но оговорка, в соответствии с которой под действие эмбарго не попадают нефтепродукты, произведенные из российской нефти, позволит ЕС увеличить их закупки в Индии, Казахстане, а также в странах Ближнего Востока и Африки, нарастивших на этот случай закупки российских нефти и нефтепродуктов.
Сохранит ли РФ экспорт нефтепродуктов?
Наименее чувствителен к вводимому эмбарго российский рынок дизельного топлива, около половины которого идет на экспорт и пользуется высоким спросом.
Сложнее всего переживают новые санкции производители темных нефтепродуктов, поставлявшихся преимущественно в Европу, которая теперь от них отказывается, несмотря на тяжелый энергетический кризис. В то же время Китай и Индия имеют перерабатывающие мощности, позволяющие использовать темные нефтепродукты в качестве сырья при изготовлении светлых, вопрос только в цене. Российским производителям придется либо предлагать темные нефтепродукты по ценам едва выше себестоимости, либо сокращать их выпуск, ориентируясь в поставках преимущественно на внутренний рынок.
В каких направлениях РФ сможет продолжать экспортировать свою продукцию переработки? Изменились ли объемы экспорта после введения эмбарго?
Морской экспорт российских нефтепродуктов в феврале снизился почти на четверть по сравнению с февралем 2022 г. Более всего (почти в 4 раза) сократились поставки нефтепродуктов в Европу, где доля российских нефтепродуктов с 39% упала до 7,5%. Но зато почти в 2,5 раза выросли объемы танкерных перевозок в страны АТР, и более 30% морского экспорта российских нефтепродуктов пришлось на страны Ближнего Востока и Африку.
Тренд весьма очевиден: европейское эмбарго позволит перенаправить высвободившиеся объемы преимущественно в Китай и Индию, а также покупателям с Ближнего востока.
Как эти ограничения повлияют на поступления в российский бюджет от экспорта нефтепродуктов?
Сбалансировать выпадающие из-за эмбарго доходы бюджета в некоторой степени сможет планируемое изменение базовой цены на нефть, учитываемой демпферным механизмом. Сегодня в расчетах используются котировки Urals в европейских портах (CIF - сицилийской Аугусты и нидерландского Роттердама), определяемых британской компанией Argus. Но введенное эмбарго вывело Европу из основных покупателей. И если цена на CIF будет низкой, то в качестве альтернативы планируется использовать нижний предел цены на уровне стоимости барреля нефти Brent уменьшенной на $34 в апреле с ежемесячным снижением на $3 до $25 в июле 2023 г.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Коммерсантъ «Нефть и газ»