Россия с 1 сентября ввела комбинированные экспортные пошлины на отдельные виды удобрений. С 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года на экспорт ряда удобрений устанавливается пошлина 7% (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2023 № 1405).
Как отразятся на деятельности компаний (объемы экспорта, цены, доходы, акции и т.д.) новые условия вывоза удобрений? По кому это может ударить сильнее всего? Помешает ли в целом экспорту?
Введение фиксированной пошлины 7% приведет к тому, что производители минеральных удобрений должны будут перечислить в бюджет около 5% своей совокупной выручки. При этом не учитывается, что на фоне снизившихся мировых цен основную поддержку выручке производителей удобрений в этом году обеспечивает ослабление рубля. В следствии чего растет себестоимость производства, падает рентабельность. Кроме того, производители минеральных удобрений должны будут до конца 2023 года выплатить единовременный налог на сверхприбыль. И дополнительная фискальная нагрузка в виде новой таможенной пошлины может почти на четверть снизить свободный денежный поток этих компаний.
Особенно сильное воздействие нововведение может оказать на производителей фосфорных удобрений, которые сокращают производство из-за снижения глобального спроса, обусловленного прошлогодним ростом цен. Также сложности могут возникнуть у производителей азотных удобрений, которые будут вынуждены заморозить инвестиции в проекты переработки аммиака, экспорт которого значительно снизила ситуация на аммиакопроводе Тольятти-Одесса. Возобновить экспорт получится не ранее 2024 года, когда будет введена в эксплуатацию первая очередь строительства перевалочного комплекса в порту Тамань, мощностью 1 млн т. аммиака в год. После ввода всех трех очередей в 2025 году, комплекс сможет обеспечить перевалку 2 т. аммиака в год. Но к этому времени освободившуюся рыночную нишу уже займут производители из стран Ближнего Востока, наращивающие производство аммиака.
Из-за активной разработки калийных месторождений в Канаде, а также вследствие перехвата части российских каналов продаж белорусским производителем калийных удобрений, находящимся под санкциями, отечественные компании тоже вынуждены сокращать производство. Поэтому введение пошлины и для них будет весьма болезненным.
Как Вы полагаете, можно ли по принятому решению судить о том, что производители хоть и не в полной мере, но были услышаны государством (7% вместо ранее обсуждаемых 8%)? И почему вообще выбран именно такой механизм – пошлина 7% плюс минимальная ее ставка, отличающаяся по видам удобрений?
Изменения таможенных пошлин на минеральные удобрения вызваны, в частности, вопросами пополнением бюджета. Прошлогодний рост цен вселил оптимизм, а повышение ставки пошлины до 23,5% от $450 за тонну давало надежду на получение в текущем году как минимум 120 млрд руб. от таможенных сборов. Но повышение цен ведет к сокращению спроса, поэтому уже в начале 2023 года установленный потолок в $450 стал недостижим, и в первом полугодии 2023 г. в бюджет поступило всего 5-6 млрд руб., не смогла помочь даже девальвация. Поэтому вместо того, чтобы снизить потолок, до которого действует нулевая ставка, было принято решение вовсе от него отказаться и установить фиксированную пошлину на уровне 7%. При этом установление нижней границы должно гарантировать минимум поступлений в бюджет.
Как в этом году складывается ценовая конъюнктура по удобрениям в России и мире?
Мировые цены на удобрения отскочили от минимумов июня и, скорее всего, продолжат рост этой осенью, но повторения прошлогоднего роста ожидать не следует.
Энергетический кризис в Европе пока не преодолен, вероятно, очередной виток роста цен на газ придется на конец года. В этих условиях можно ожидать новой волны локдаунов среди европейских компаний-производителей минеральных удобрений, что может поддержать цены на удобрения на высоком уровне до следующей весны. Тем не менее, уровни прошлого года, когда цены поднялись на 80% и выше, в ближайшей перспективе уже не повторятся.