Какие риски для отрасли могут возникнуть из-за нехватки лома?

Нехватка лома может возникнуть из-за снижения внутренних цен, рост которых сдерживают квоты и высокая экспортная пошлина. Рынок лома в России неоднороден. Металлосборщики Сибири и Дальнего Востока заготавливали лом для экспорта в Южную Корею и Японию через морские порты. Однако нарушение логистических цепочек, возникшее из-за санкций, а также введенные правительством запретительные пошлины лишили их внешних рынков сбыта лома, а перенаправление поставок по железной дороге на внутренний рынок является для них весьма затратным.

В то же время в центральных и западных регионах России возник дефицит лома, и электросталелитейные заводы испытывают нехватку сырья. Из-за ограничения экспорта лома, внутренние цены на лом упали почти вдвое. Заготовки лома черных металлов в первом полугодии 2022 года снизились на 30%, а имеющиеся запасы лома хранятся в ожидании разворота цен.

Попытка государственного вмешательства в ценообразование на рынке лома привела и к дисбалансу спроса и предложения, экспорт лома снизился почти на 90%.

Какие есть варианты решения этой проблемы?

Разразившийся в Европе энергетический кризис привел к остановке многих электросталелитейных производств, и глобальный спрос на лом, а, соответственно, и мировые цены продолжают снижаться. В этих условиях для России важно сохранить зарубежные каналы сбыта, что после введения заградительных пошлин стало невозможным.

В 2020 году 53% спроса на лом в Турции удовлетворялось за счет поставок из России, в 2021 году после введения заградительных пошлин доля российского присутствия снизилась до 42%. В первом полугодии 2022 года поставки российского лома в Турцию сократились почти на 40%, и основным поставщиком стал Евросоюз, на 25% увеличились также поставки из США.

Продление заградительных пошлин на лом до конца 2022 года приведет к окончательной потере Россией традиционных зарубежных рынков сбыта, и ее место займут другие. Наилучшим решением в этой ситуации могла бы стать либерализация российского рынка лома.

Устранить дисбаланс предложения лома на внутреннем рынке могло бы установление льгот на транспортировку лома черных металлов по железной дороге, подобных тем, которые действуют для перевозок сельхозпродукции.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал «ПроМеталл»

Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты