С 1 апреля 2025 года ФСБУ 28/2023 стал обязательным для применения для всех организаций, за исключением бюджетной сферы. Одновременно с этим прекратили свое действие прежние Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Чем правила проведения инвентаризации согласно ФСБУ 28 отличаются от старых, расскажем в нашей статье.

Обновлённые правила инвентаризации имущества и обязательств

ФСБУ 28, в отличие от других новых ФСБУ, является исключительно российским стандартом, никаких аналогов в МСФО не предусмотрено, основы его базируются на Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, с актуализацией уже имеющейся практики проведения инвентаризации и уточнением терминов.

Итак, в ФСБУ 28:

  • Четко установлены общие требования к проведению инвентаризации.
  • Уточнена и расширена применяемая терминология.
  • Актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации.
  • Уточнены и расширены требования к документальному оформлению результатов инвентаризации.
  • Введен новый порядок оценки результатов инвентаризации.
  • Упорядочено признание результатов инвентаризации.
  • Уточнены случаи обязательной инвентаризации.
  • Установлены правила проведения упрощённой инвентаризации.

Эти изменения касаются буквально всех этапов инвентаризации — от планирования и формирования комиссии до оформления итоговых документов и отражения данных в учете и отчетах организации.

Основные изменения в правилах проведения инвентаризации, вступившие в силу с 1 апреля 2025 года

Суть изменения Норма ФСБУ 28
Изменилась сфера применения -— применяется всеми экономическими субъектами, кроме организаций бюджетной сферы. Не распространяется на инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней. п. 1 и 2
Изменилось определение, что является подтверждением фактического наличия активов и обязательств. Теперь это установление действительного существования, оценки состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта. п.3
Стало возможным применять альтернативные способы проведения инвентаризации в случае, когда применение обычных способов выявления фактического наличия невозможно или излишне затратно, например фото- и видеосъемку. пп. «а» п. 4
Отменены обязательные формы документов по оформлению инвентаризации. Установлены требования к оформлению таких документов: общие предусмотренные бухгалтерским законодательством и специальные. п.6, п.31, п.35
Расширили обязанности работодателя по организации инвентаризации. Дополнительно должен обеспечить транспортными средствами, средствами связи и коммуникации. п. 7
Изменены способы оценки излишков в учёте. Должны отражаться по справедливой стоимости, либо по балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов. пп. «а» п. 11
Добавлены случаи обязательной инвентаризации при возврате активов из аренды, при передаче и возврате активов в безвозмездное пользование и управление. Уточнено, что это не касается обычной деятельности. пп. «б» п. 15
Исключили из списка обязательных инвентаризацию при преобразовании общества. пп. «ж» п. 15

Актуализированы объекты инвентаризации:

  • активы и обязательства;
  • источники финансирования деятельности организации;
  • неучтенное имущество, имущественные права, обязательства;
  • объекты на забалансовых счетах;
  • объекты, информацию о которых раскрывают в отчетности.
п.18

Изменены требования, касающиеся инвентаризационной комиссии (ИК):

  • возможно создание нескольких равнозначных ИК;
  • возможно отсутствие одной пятой и более членов комиссии.

Закреплены случаи, когда можно не создавать ИК:

  • если устав предусматривает создание ревизионной комиссии и на неё возложены такие обязанности;
  • главбух и руководитель или только руководитель — при отсутствии в субъекте иных работников;
  • аудиторская компания или индивидуальный аудитор — если есть договор об оказании услуг по проведению инвентаризации.
п. 21, пп. «а»-«в» п. 22, п.28

Корректировка учетной политики: что необходимо обновить в 2025 году

В завершение стоит подчеркнуть, что начало применения ФСБУ 28 не требует отдельного нормативного документа, однако организациям необходимо внести ряд изменений в свою учетную политику.​ В частности, для корректного проведения инвентаризации по новому стандарту требуется:

  1. Утвердить формы документов для проведения инвентаризации. При утверждении ранее действующих форм рекомендуем в них добавить графы/столбцы, в которых можно будет делать отметки о состоянии объекта.
  2. Прописать процедуры проведения инвентаризации для конкретных активов (например, для запасов, дебиторской задолженности и пр.), обязательств (например, для оценочных обязательств, кредиторской задолженности) и источников финансирования.
  3. Если организация намерена использовать фото- и видеофиксацию при инвентаризации, определить, к каким видам объектов ее можно применять.
  4. Закрепить способ оценки излишков.

Такие действия позволят обеспечить прозрачность, соответствие новым стандартам и грамотный учет всех результатов инвентаризации.

Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты