Законопроект о расширении доступа налоговых органов к данным по банковским операциям был принят Госдумой в третьем чтении в конце января. Сейчас он проходит Совет Федераций, и ожидается, что уже весной нововведение вступит в силу. Так, в части фактически законодательного закрепления окончательного «упразднения» банковской тайны п. 1 ст. 11 предложено дополнить следующей формулировкой: «...личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами...».

ФНС РФ, со своей стороны, поясняет нововведение тем, что реализация таких мер будет способствовать обелению и повышению прозрачности экономики (на что в последние годы направлено большинство инициатив). При этом предполагается, что принятие закона не затронет интересы добросовестных налогоплательщиков.

Желание ФНС получить неограниченный доступ к банковской тайне – явление само по себе не новое. Да и само получение доступа также новеллой назвать сложно, несмотря на обеспокоенность ряда комментаторов, которые уже успели окрестить законопроект «отменой банковской тайны». Как таковой банковской тайны для налоговой не существует уже давно, что продемонстрировал еще в 2019 году Руководитель ФНС РФ, нынешний Глава Правительства, Михаил Мишустин, показав журналисту Financial Times систему, которая позволяет службе в реальном времени отслеживать все покупки, сделанные гражданами.

И вот теперь очередное закрепление расширения возможностей налоговой службы относительно банков и их клиентов вступило в силу на законодательном уровне. Напоминаем, теперь по требованию налоговой банки обязаны предоставлять следующие сведения:

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение денежных средств со счета;

  • доверенности на получение денежных средств со счета;

  • документы, определяющие отношения по открытию, ведению и закрытию счетов;

  • карточки с образцами подписей и оттиска печати;

  • информацию о бенефициарных владельцах.

Однако запрашивать такие сведения налоговые органы смогут только в случае проведения налоговых проверок, истребования документов у проверяемых лиц, в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, а также при принятии решения о взыскании и приостановке счетов.

В большей степени нововведения коснуться юридических лиц и ИП, но будет облегчен доступ и к счетам физических лиц, которые привлекли внимание налоговиков. Неприятным сюрпризом данные новеллы станут для тех, кто предпочитает использовать банковские счета через номинальных владельцев, ну и разумеется для тех, кто такие схемы не использует, но будет в этом заподозрен налоговыми органами.

Перечень запрашиваемой информации из вышеприведенного списка (копии паспортов лиц, имеющих право на получение денежных средств со счета, карточки с образцами подписей и оттиска печати, доверенности) свидетельствует о том, что работа будет вестись не для выявления таких фиктивных владельцев, а для фиксации уже выявленных налоговых правонарушений (с подшитыми к делу доказательствами фактическому распорядителю средств на банковском счете будет сложнее «отвертеться»). В противном случае достаточно было бы «оцифрованной» информации из разного-рода выписок, и нужды сверять подписи или получать доступ к фотографии в паспорте не возникло бы.

Хочется верить, что налоговые органы будут работать в данном направлении точечно и квалифицированно, не создавая дополнительных трудностей добросовестным налогоплательщикам, ведь сам по себе факт использования доверенности на доступ к банковским счетам совсем не свидетельствует о каком-либо злом умысле.

По заявлению банкиров и их аналитиков, последние считают, что если доступ ФНС к банковской информации будет расширен и упрощен, нагрузка на банки вырастет. Вместе с тем, они не считают, что это вызовет протест со стороны участников рынка. Все-таки юрлица и ИП не заинтересованы в том, чтобы портить отношения с налоговой. Естественно, если это будет требование, основанное на вступившем в силу законе, то банки будут его исполнять.

Как отмечают специалисты практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», в целях повышения прозрачности налогообложения, а также во избежание сокрытия злоумышленниками серых схем по уклонению от уплаты налогов, спонсирования терроризма и прочих правонарушений, государство стремится в большей степени контролировать финансовые потоки и операции организаций, ИП, а также физических лиц, пусть даже дополнительно ограничив при этом тайну банковских вкладов.

В то же время, вопросы доверия и желания клиентов сотрудничать с банками на таких условиях остаются открытыми. И речь идет не только о российских гражданах и хозяйствующих субъектах, но и об иностранных участниках рынка, которые тем или иным способом взаимодействуют с банками РФ.


Для получения индивидуальной консультации по вопросам налогообложения, пожалуйста, заполните форму Запроса справа или задайте вопрос специалисту напрямую. 

Вас проконсультирует
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты