Для российских кинопрокатчиков уход с рынка лидеров зарубежных киностудий нанес ощутимый урон. Согласно данным Фонда кино, около 75% фильмов, транслируемых в российских кинотеатрах, зарубежного производства. В 2021 году на иностранные фильмы пришлось 40,7 млрд рублей.
В нынешнем году значительно уменьшилось количество посетителей кинотеатров: почти в два раза относительно прошлого года. Если в марте 2021 года количество зрителей превысило отметку в 14 млн, то в марте этого года показатель составил 7,15 млн. Минимум за этот год был достигнут в мае — кинотеатры посетили чуть свыше 4,2 млн людей. В июне этот показатель незначительно, но вырост — до 4,9 млн.
В общей сложности на первое полугодие 2022 года было заработано 14,379 млрд рублей, что на 7,2 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года: тогда было получено 21,583 млрд рублей.
Поддержка отечественной киноиндустрии
- Государственное финансирование. В июне Правительство РФ сообщило о намерении реализации системной программы поддержки отрасли кинопроизводства, а также кинопроката. На поддержание киноиндустрии было заложено более 9 млрд рублей в федеральном бюджете на 2022 год. Также возможно получение грантов для сетей кинотеатров на продвижение российского кино и получение прямых выплат киносетям в качестве компенсации.
- Альтернативный отечественный контент. Одной из мер, которая была принята для поддержания киноиндустрии, стал повторный прокат фильмов.
- Параллельный импорт. Такая мера позволит сохранить отечественную киноиндустрию, которая при полном отсутствии зарубежных фильмов не сможет существовать в ближайшее время.
- Зарубежная альтернатива. В России рассматривается вариант восполнения ухода голливудских фильмов с российских больших экранов кинолентами из Китая и Индии.
- Налоговые льготы. Весной этого года онлайн-кинотеатрами было предложено сократить НДС с 20% до 10%.
В разработку стратегии развития российского кино также активно вовлечены участники рынка, которые выдвигают свои предложения:
- Субсидиарная поддержка в краткосрочной перспективе.
- В среднесрочной перспективе – работа над увеличением количества фильмов, которые показывают кинотеатры, а также снижение объема издержек и мотивация производителей кинокартин на создание качественного контента.
- В долгосрочной перспективе – налаживание показа фильмов зарубежных компаний, которые ушли с российского рынка, и отсутствие квот на их показ.