Производство мебели в России и покупательский спрос
В прошедшем 2023 году производство мебели в России достигло объема в 66,7 млн единиц товаров (+33% относительно 2022 года), что является рекордной отметкой для отечественной отрасли с 2005 года. В денежном же выражении рост от года к году составил 23% - до 438 млрд руб. Такие данные приводит Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР).
Динамика производства мебели в Росси, 2011-2023, млрд руб.
Источник: Росстат, АМДПР
Рекордные показатели 2023 года во многом объясняются вводом в эксплуатацию жилых новостроек и, как следствие, увеличение спроса на мебель. Причем, часть новых помещений обустраивают под ключ, что также позволяет удерживать спрос на мебель на относительно высоком уровне. Повышенный спрос существует не только на мебель для жилых помещений, но и помещений государственных структур. Так, за январь-май 2023 года их траты на закупку увеличились на 49% относительно аналогичного периода 2022 года.
Производство мебели в России по ключевым категориям (классификатор ОКПД2) за последние семь лет показывает, что с 2018 года объем производства в натуральном выражении стабильно рос. Хорошую динамику показал 2021 год: тогда выпуск шкафов для кухонь, спален, гостиных и столовых увеличился на 32% — с 8,2 до 10,8 млн единиц. Производство же деревянных кроватей возросло на 31%, кухонных столов — на 23%, диванов и кушеток с деревянным каркасом — на 22%.
Производство мебели в России по основным категориям, 2017-2022 гг., тыс. шт.
Источник: Росстат
Очевидно, что на следующий (2022 год) производство по всем упомянутым категориям сократилось. Российский рынок покинул ряд иностранных мебельных компаний, в частности, шведский гигант IKEA, датская сеть Jysk, Zara Home. IKEA занимала 20% российского рынка, а локализация производства достигала 50%. В результате приостановили работу (а в дальнейшем сменили собственника) четыре фабрики сети в России, а также трудности с реализацией товара возникли у десятков российских партнеров шведской компании, которые производили товары для сети.
Однако к 2023 году, по данным экспертов отрасли, 85% мебельного рынка, который занимала IKEA, заняли отечественные компании. Это как те предприятия, которые раньше выступали поставщиками сети (фабрики Novus Industry, Mebelain, Delcom и их бренд «Гуд Лакк»), так и новые игроки в сфере (Zebra Home, собственные бренды «Яндекс Маркета, в частности Pragma), выпускающие не только мебель, но и текстильную продукцию. Оставшаяся же доля в 15% приходится на иностранных игроков. Среди них —Swed House из Беларуси, а также турецкие сети Kelebek (вышла на российский рынок в 2023 году), Karaca Home, Madame Coco.
Динамика производства мебели по категориям за 2022-2023 гг., тыс. шт. и %
Источник: Рослесинфорг
Производство мебели в срезе регионов
По данным на 2022 год, почти треть мебельного производства в России приходится на шесть регионов: Московскую (12%), Пензенскую (9,2%), Владимирскую (8,1%), Нижегородскую (4,1%), Саратовскую области и Краснодарский край. При этом первые три области в ближайшие годы могут еще больше нарастить объемы производства мебели. Так, по итогам 2023 года главным мебельным регионом России стала Пензенская область. В области работает свыше 226 мебельных фабрик.
Регионы-лидеры по производству мебели в 2022 г., %
Источник: «РБК Исследования рынков»
По данным АМДПР, на Пензенскую область приходится 4,5% от общего объема занятых в мебельном производстве в стране (с учетом того, что в общем в экономике России занято 0,8%). Для сравнения на Санкт-Петербург приходится 4,4% занятых в сфере производства мебели. И предполагается, что Пенза (находящаяся в ПФО) способна и дальше наращивать эти объемы.
Помимо рабочей силы Пензенская область наращивает и закупку техники для производства мебели, то есть расширяет производство. Так, за январь-май 2023 года объем сделок составил 615 млн руб. В 2022 году регион закупил станков на 548 млн руб. Помимо этого, активно закупает технику еще и Московская область, а также Южный ФО.
Выручка крупнейших производителей мебели в России, 2023 г., млрд руб.
Источник: данные компаний
По прогнозам экспертов, в 2024 году российский мебельный рынок продолжит расти и сможет увеличиться в среднем на 15%. Такие ожидания связаны с той же причиной, по которой рынок показал рост и в 2023 году, — высоким объемом ввода нового жилья (от 100 млн кв. м) и потребности в закупке мебели. Генеральный директор АМДПР считает, что в несколько следующих лет рынок мебели будет способен ежегодно увеличиваться на 5-20%, пока не достигнет максимально возможных и рационально допустимых объемов.
В целом, можно ожидать, что отечественные производители мебели расширят ассортимент товаров и начнут создавать уникальную дизайнерскую мебель, соотносящуюся с потребностями покупателей. Мебельному производству или торговой сети по продаже мебели необходимо иметь такой ассортимент, в котором покупатель сможет найти все ключевые позиции. Ведь в большинстве случаев потенциальный покупатель не решается приобретать один товар у одного производителя, а другой — у другого. Так как при осуществлении такой раздельной покупки выше времязатраты покупателя, а также выше риск купить несочетающуюся мебель. Поэтому самому производителю выгоднее выпускать капсульные коллекции, что также увеличивает и средний чек.