Добровольное медицинское страхование (ДМС) занимает третье место по объёму финансирования системы здравоохранения. По сравнению с обязательным, добровольное медицинское страхование имеет ряд преимуществ:
-
возможность составить желаемую страховую программу;
-
выбор соответствующего медицинского учреждения;
-
комфортные условия лечения.
Основную часть денежных потоков страховщиков ДМС составляют премии по договорам страхования крупных корпоративных клиентов, основная часть которых заключается в I квартале.
Пандемия COVID-19 оказала влияние на рынок ДМС в 2020 году, но не слишком значительное, более существенные последствия эпидемии стоит ожидать в течение 2021 года.
Развитие медицинских программ страхования
Программы страхования адаптируются под изменившиеся условия рынка. В них могут быть добавлены услуги:
-
тестирования на коронавирус;
-
психологической помощи;
-
реабилитации после перенесенного COVID-19;
-
телемедицины.
Услуги ДМС в регионах России
Рынок розничного ДМС довольно ограничен по территориальному признаку. Почти 66% договоров и 80% премий приходится на 2 города - Москву и Санкт-Петербург. Количество договоров, заключенных физическими лицами за 2019 год, в расчете на 10 тыс. человек населения:
-
Москва – 5 460;
-
Санкт-Петербург – 3 072;
-
Челябинская область – 2 317;
-
Кировская область – 2 000;
-
Новосибирская область – 1 873.
Компании-лидеры на рынке ДМС
Рынок концентрирован как по территориальному признаку, так и по страховщикам. На ТОП-10 компаний сегмента по итогам 9 месяцев 2020 года приходится 88,6% премий. Лидерами являются компании:
-
АО «СОГАЗ», с премиями по ДМС в 60 343 157 тыс. руб.;
-
САО «РЕСО-Гарантия» - 15 346 619 тыс. руб.;
-
АО «Альфа Страхование» - 11 877 376 тыс. руб.;
-
ПАО СК «Росгосстрах» - 10 153 605 тыс. руб.;
-
СПАО «Ингосстрах» - 8 206 927 тыс. руб.
Основные тенденции развития ДМС на российском страховом рынке:
-
снижение спроса со стороны клиентов-индивидуальных предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса;
-
резко отрицательная динамика премий по медицинскому страхованию мигрантов и выезжающих за рубеж;
-
развитие розничного ДМС в регионах сдерживается низким уровнем жизни, ограниченной доступностью медицинских учреждений, работающих по программам ДМС;
-
усиление ценовой конкуренции и индивидуализации программ страхования за счет добавления дополнительных сервисов.