В 2019 году Россия заняла 12 место в мировом рейтинге стран-производителей обуви. Отечественный рынок обуви является третьим потребительским рынком по объемам производства, следуя за рынками продуктов питания и одежды.
На российском рынке обуви с 2016 года наблюдается устойчивая тенденция роста как в натуральном, так и в денежном выражении. В 2019 году по сравнению с предыдущим годом объем рынка в натуральном выражении увеличился с 329,6 до 351,3 млн пар или на 6,6%, в денежном – с 1 378,4 до 1510 млрд руб. или на 9,5%. Главным фактором увеличения объемов отечественного обувного рынка является высокая динамика роста импорта обуви, что, в свою очередь, связано с внедрением ее обязательной маркировки в июле 2020 года.
Как показало исследование аналитиков, производство обуви в России в последние годы демонстрирует отрицательную динамику. В январе-июне 2020 года показатель снизился на 17%, в 2019 за аналогичный период – на 6%. В прошлом году на развитие российского обувного рынка, в первою очередь, оказали влияние карантинный режим и рост безработицы — это сказалось на покупательской способности потребителей.
Структура российского рынка обуви
В структуре производства обуви в России в 2019 году более 60% (912,1 млрд руб.) приходилось на женскую обувь, мужская обувь заняла 24% (362,4 млрд руб.), детская – 16% (235,6 млрд руб.). Лидером среди типов обуви по объемам выпуска является сегмент зимней обуви, он составляет порядка 45%.
Ведущие позиции в структуре российского производства обуви, по данным за 2019 год, занимали следующие регионы:
-
Центральный ФО – доля рынка составила более 30%,
-
Приволжский ФО – 16,7%,
-
Северо-Западный ФО – 13,1%.
Рынок обуви Москвы в структуре общего объема российского обувного рынка составил 22,9%, Санкт-Петербурга – 7,9%.
По итогам 2020 года эксперты ожидают спад российского производства обуви в диапазоне 12-15%.
Уровень потребления обуви в 2019 составил 2,39 пар обуви на душу населения, показав прирост – 6,7%. Помимо импорта, на этот показатель также в некоторой степени оказало влияние небольшое сокращение численности населения. По оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет потребление обуви будет расти медленными темпами и в 2024 году увеличится с 2,51 до 2,81 (+0,3) пар обуви на одного потребителя за год.
Крупнейшие игроки рынка обувного производства
В 2019 году на ТОП-10 игроков рынка пришлось 11,28%, на ТОП-20 - 15,87%. Доля крупнейших игроков снизилась по следующим причинам:
-
повысились поставки небольших игроков, в том числе китайских, без указания бренда;
-
значительно увеличились поставки обуви из Беларуси, также без указания бренда;
-
некоторые крупные компании ушли с рынка (например, Центробувь).
Ключевым каналом продаж являются отдельные обувные магазины и обувные сети, на которые соответственно приходится 42,7% и 34,5% от объема рынка в стоимостном выражении в 2019 г.
Ценовые сегменты рынка обуви в России
На российском обувном рынке можно обозначить следующие ценовые сегменты:
-
нижний ЦС – до 3 тыс. руб., ведущая компания в данном сегменте - Kari;
-
средний ЦС – от 3 тыс. руб. до 7,5 тыс. руб., «Обувь России»;
-
высокий ЦС (от 7,5 тыс. руб.), Ecco.
Тенденции российского рынка обуви
Рынок обуви в России развивается в умеренном темпе, по оценкам экспертов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», ключевые тенденции отрасли в среднесрочной перспективе включают:
-
Постепенное увеличение объема обувного рынка в течение 5 лет.
-
Постепенное увеличение уровня потребления обуви.
-
Увеличение конкурентного потенциала ключевых представителей российского обувного рынка.
-
Увеличение уровня консолидации российского обувного рынка.
-
Развитие формата маркетплейса и омниканальных продаж.