Объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы играют важную роль в общей капитализации бизнеса, его устойчивости и конкурентоспособности. Развитие цифровых экосистем, ускорение процессов, диджитализация стимулировали рост интереса бизнеса к нематериальным активам и смещение фокуса на инвестиции в интеллектуальную собственность в среднесрочной перспективе. В развитых странах РИД и другие НМА формируют более 50 % стоимости публичных компаний, а в высокотехнологичных компаниях — в среднем 90 %.
74 триллиона $ – объем инвестиций в РИД в 2021 году
В связи с активным развитием этой сферы и повышением значимости интеллектуальной собственности мы рекомендуем провести мероприятия по комплексному анализу НМА, существующих в организации, и проверить:
- фактическое наличие НМА и корректность учета (поступление, амортизация, выбытие, налогообложение);
- полноту юридического оформления НМА — наличие правоустанавливающих и охранных документов, в т.ч. документов на НМА и ОИС, принадлежащих третьим лицам, которые используются в деятельности компании (лицензионные соглашения);
- корректность налогообложения и правомерность применяемых льгот/возможность их применения;
- правильность определения стоимости НМА;
- эффективность использования НМА.
Почему стоит воспользоваться услугами в области управления НМА
Комплексное решение в области управления интеллектуальной собственностью позволяет создать эффективную систему учета, контроля и использования НМА, а также:
- выявить и идентифицировать результаты интеллектуальной деятельности (РИД), сформировать реестр РИД;
- проанализировать систему управления, выявить и скорректировать узкие или неконтролируемые области;
- провести анализ экономических и правовых рисков в отношении НМА и устранить их;
- оценить потенциал роста стоимости и инвестиционной привлекательности компании;
- оценить возможность капитализации интеллектуальной собственности.
Когда могут потребоваться услуги в области управления интеллектуальной собственностью
Услуги по экспертизе и управлению НМА особенно актуальны в следующих случаях:
- перед выходом на рынок с новым продуктом или услугой;
- при кардинальном обновлении маркетинговой стратегии, маркетинговых подходов;
- при заключении финансовых сделок, которые касаются нематериальных активов;
- в случае внесения изменений в законодательстве в области интеллектуальной собственности;
- при проведении сделок слияния и поглощения (M&A), создании совместных предприятий;
- при реорганизации компании;
- при подготовке к лицензированию объектов ИС, регистрации ИС за рубежом;
- при внедрении новой стратегии, стандартов или процедур в области ИС;
- при подготовке к судебным спорам по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью.