Президент утвердил поправки в Трудовой кодекс
Подписан президентом и официально опубликован федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 84-1 и 261 Трудового кодекса" (о продлении срока срочного трудового договора, истекающего в период беременности женщины, до даты окончания отпуска по беременности и родам).
Корректировки ТК РФ затрагивают права беременных женщин. Теперь работодатель обязан продлить срочный трудовой договор с беременной сотрудницей до окончания отпуска по беременности и родам, если его срок заканчивается в этот период.
Источник: rnk.ru, 01.07.2015 г.
Работники смогут инициировать банкротство работодателя
Федеральный закон от 29.07.2015 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Скорректированы Закон о несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты.
Согласно поправкам, сотрудники (в т. ч. бывшие), в отношении которых имеется задолженность по выплате зарплаты (выходного пособия), могут обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом.
Кроме того, предусмотрено дополнительное основание для подачи в суд заявления должника. Это имеющаяся задолженность по выплате зарплаты и иных причитающихся работникам выплат, не погашенная (по причине недостаточности средств) свыше 3-х месяцев.
Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
Принят закон: работа иностранца не по разрешенной ему специальности - нелегальный труд
Президентом подписан и опубликован на портале pravo.gov.ru федеральный закон от 29.06.2015 № 199-ФЗ о внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 КоАП и федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Законом вводится ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в их разрешениях на работу или патенте, а также за осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства такой трудовой деятельности.
Деятельность, не указанная в разрешении на работу или патенте (если в этих документах имеются указания на вид деятельности), по размеру штрафов приравнена к незаконной трудовой деятельности в РФ. Это касается как самих работников, так и привлекающих их работодателей (вносятся дополнении в состав правонарушений, предусмотренных статьями 18.10 и 18.15 КоАП).
Мигрант вправе обратиться в ФМС с целью изменения разрешенной для него специальности, указанной в патенте или разрешении на работу.
Источник: Audit-it.ru, 02.07.2015 г.
Установлен срок, в течение которого работодатель обязан письменно обосновать отказ в заключении трудового договора
Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 200-ФЗ “О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации”
Действующее законодательство запрещает необоснованно отказывать в заключении трудового договора. По требованию лица работодатель обязан письменно сообщить причину такого отказа.
Поправкой установлен срок, в течение которого нужно дать ответ, - не позднее 7 дней с даты предъявления письменного требования лица.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
Скорректированы 23 закона и частично ГК РФ
Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”
Внесены поправки в 23 федеральных закона, а также в части первую и вторую ГК РФ.
В частности, в кодексе уточнены институты корпоративного договора, солидарной ответственности "материнской" компании по сделкам "дочерней". Исключено требование независимости организации, осуществляющей обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии (но она должна иметь лицензию).
Предусмотрено право заемщика-юрлица привлекать денежные средства граждан в виде займа (кроме займа путем выпуска и продажи облигаций) под проценты через публичную оферту либо предложение делать оферту, направленное неопределенному кругу лиц.
Закон об АО приведен в соответствие с нормами ГК РФ об АО. Определен порядок приобретения непубличным АО публичного статуса, правила учреждения АО, размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг, приобретения обществом размещенных им акций, ведения реестра акционеров АО. Уточнены требования к уставу АО, его уставному капиталу, фондам и чистым активам, компетенция и порядок проведения общего собрания акционеров, компетенция совета директоров (наблюдательного совета) АО, исполнительного органа АО, особенности приобретения более 30% акций публичного АО. Предусмотрена обязанность акционера уведомлять общество о намерении обратиться в суд с требованиями к данному АО или иным лицам.
Ряд поправок направлен на создание системы пруденциального надзора на рынке ценных бумаг, а также формирование единых требований к его профессиональным участникам, в т. ч. в целях предупреждения рисков.
Закреплено понятие "лица, осуществляющие права по ценным бумагам". Введена ответственность держателя реестра за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, за убытки, причиненные своими неправомерными действиями (бездействием). Установлена солидарная ответственность эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) и держателя реестра за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам (порядка ведения реестра), утраты учетных данных, предоставления из реестра неполной или недостоверной информации. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг освобождены от обязанности определять представителя владельцев облигаций. Уточнена компетенция Банка России.
В "антиотмывочном" законе пересмотрено понятие бенефициарного владельца. Идентификация таких лиц не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов - зарубежных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России.
В ЕГРЮЛ также вносятся сведения о наличии корпоративного договора.
Разрешены валютные операции между резидентами, связанные с внесением и возвратом индивидуального, коллективного клирингового и (или) иного обеспечения, в т. ч. внесенного в имущественный пул, в соответствии с Законом о клиринге. В последнем определены требования к организации внутреннего контроля и внутреннего аудита, к системе управления рисками клиринговой организации, особенности договора имущественного пула.
В Законе об исполнительном производстве уточнены особенности взыскания на имущество клиринговых организаций и участников, а также порядок наложения ареста на клиринговые сертификаты.
Пересмотрены финансовые нормативы кредитного кооператива.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
Через полгода юрлица смогут действовать на основании типовых уставов
Внесен также ряд изменений, касающихся указания адреса в ЕГРЮЛ
Президентом подписан и официально опубликован федеральный закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов". Его положения в большей части вступают в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.
В настоящее время согласно статье 52 ГК типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным госорганами, могут использоваться для госрегистрации юрлиц. Это заменено возможностью юрлиц действовать на основании таких типовых уставов в случаях, установленных законом для юрлиц определенных организационно-правовых форм и видов. Сведения о том, что юрлицо действует на основании типового устава, должны будут включаться в ЕГРЮЛ.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юрлица - так сейчас выглядит первый абзац пункта 3 статьи 54 ГК. Предложено не ограничиваться указанием в ЕГРЮЛ юрадреса, и данная норма с учетом поправки предусматривает, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес "в пределах места нахождения юридического лица" (в первоначальной версии законопроекта указывалось "адрес (место нахождения)" юрлица).
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юрлица указываются в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК в действующей редакции). Для юрлиц, действующих на основании типовых уставов, эти сведения будут указываться только в ЕГРЮЛ.
Филиалы и представительства ООО должны будут указываться в ЕГРЮЛ - соответствующие изменения вносятся в п.5 статьи 5 закона об ООО (сейчас эти сведения должны быть в уставе, и следует уведомлять об их изменениях регистрирующий орган).
Уточняется содержание решения об учреждении ООО, устанавливается состав сведений, порядок принятия и опубликования типового устава. В частности, он должен быть размещен на сайтах регистрирующих органов.
Положение о том, что ООО должно знакомить со своим уставом заинтересованных лиц по их требованию (п. 3 ст. 12), дополняется требованием уведомлять таких лиц, если организация действует по типовому уставу, с которым заинтересованные лица могут ознакомиться на сайте налогового органа. Изменения в типовой устав вносятся уполномоченным органом и вступают в силу в срок, определенный нормативным правовым актом, предусматривающим внесение таких изменений, но не ранее чем по истечении 15 дней после официального опубликования.
В любой момент типовой устав можно будет заменить на утвержденный участниками и наоборот.
Также вводится требование о подтверждении наличия прав на помещение в случае внесения изменения в ЕГРЮЛ в части адреса. Это положение вступит в силу 1 января 2016 года.
Вносятся также и другие поправки.
Источник: Audit-it.ru, 01.07.2015 г.
Увеличены штрафы за незаконное разглашение коммерческой и налоговой тайны
Внесены изменения в статью 183 УК РФ. Возросли денежные штрафы в рамках уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, которые составляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Изменения внесены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 193-ФЗ
За сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом штраф увеличен до 500 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года (ранее – до 80 000 руб.).
За незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, штраф увеличен до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет (ранее – 120 000 руб.).
За те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, штраф повешен до 1,5 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет (ранее – 200 000 руб.).
Источник: rnk.ru, 02.07.2015 г.
С 1 июля можно подать декларацию об амнистии капиталов, сообщила ФНС
С 1 июля вступают в силу федеральный закон о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках от 08.06.2015 № 140-ФЗ. Об этом еще раз напомнила ФНС на своем сайте (неделю назад служба также выпустила соответствующую "информацию")
В рамках добровольного декларирования имущества специалисты ФНС разработали бесплатную программу для заполнения специальной декларации. Программа размещена на сайте nalog.ru (версия 4.41 изменения 3).
Программа добровольного декларирования будет действовать с 1 июля по 31 декабря 2015 года. Налогоплательщики могут задекларировать имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в том числе контролируемое через номинальных владельцев.
Принятый закон предоставляет декларантам следующие гарантии:
- защита декларируемых сведений в ФНС (налоговая тайна) и ее непредставление другим государственным органом без согласия декларанта;
- неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, но только в части правонарушений, совершенных до 1 января 2015 года;
- освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за деяния, связанные с приобретением (формированием) капиталов и совершенные до 1 января 2015 года;
- возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.
Декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе декларантом лично либо через уполномоченного представителя. Форма декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатную форму декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения.
Физические лица вправе представить декларацию непосредственно в ФНС России либо в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания) декларанта.
Источник: Audit-it.ru, 01.07.2015 г.
НК РФ привели в соответствие с законами о страховых и накопительной пенсиях
Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 177-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О накопительной пенсии»
Изменения носят технический характер. Это связано с изданием законов о страховых и накопительной пенсиях.
Слова "трудовые пенсии", "накопительная часть трудовой пенсии" заменены на "страховые пенсии", "накопительная пенсия" и т. д.
Так, согласно поправкам применяется госпошлина в 50 руб. за выдачу документов, необходимых для установления и (или) выплаты страховой и (или) накопительной пенсии (пока - трудовой).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
Уточнен порядок применения льготной ставки по налогу на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области
Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 178-ФЗ “О внесении изменений в статью 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
Поправки посвящены исчислению и уплате налога на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области.
Для резидентов действует льготная ставка по налогу: первые 6 лет - 0%, следующие - 10%. Она применяется начиная с налогового периода, в котором юрлицо было включено в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Согласно изменениям эта преференция применяется с 1 января года, следующего за годом включения лица в реестр.
Это касается как новых, так и уже действующих резидентов ОЭЗ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
Малый и средний бизнес поддержали поправками в законодательство
Президентом подписан Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ"
Увеличился порог участия иностранных юрлиц, а также российских юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25% до 49%.
Субъектами малого и среднего предпринимательства теперь считаются:
- юрлица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, вне зависимости от размера указанной доли;
- организаций, получивших статус участников проекта по проведению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юрлиц (как иностранных, так и российских).
Источник: rnk.ru, 01.07.2015 г.
В рамках арбитражного судопроизводства реализована возможность применения аналогии закона и права применительно к процессуальным нормам
Федеральный закон от 29.06.2015 N 195-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ"
Установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Источник: Консультант +, 01.07.2015 г.
Приватизируемые унитарные предприятия, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью будут публиковать свою бухгалтерскую отчетность в Интернете
Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Сайты, на которых такая информация полежит опубликованию, определяются уполномоченными органами власти соответствующего уровня.
Вышеуказанные организации, включенные в программы приватизации федерального, регионального либо муниципального имущества, также обязаны представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за квартал, полугодие, девять месяцев, год) в уполномоченные органы соответствующего уровня.
Определено также, что отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год одновременно с представлением в Госдуму подлежит размещению в Интернете.
Уточнен порядок информирования о приватизации государственного имущества. Определено, что сообщение об итогах продажи такого имущества размещается на сайте продавца имущества. Решение об условиях приватизации государственного имущества размещается в открытом доступе в Интернете в течение десяти дней со дня его принятия. Определено также, что информационное сообщение о продаже государственного имущества должно содержать сведения обо всех предыдущих торгах по его продаже, объявленных в течение предшествующего года, и об их итогах.
Уточнен перечень сведений о результатах сделок приватизации государственного имущества, которые необходимо публиковать в Интернете: из него исключены сведения о количестве поданных заявок и о лицах, признанных участниками торгов. Перечень дополнен сведениями об имени физического лица или наименовании юридического лица - участника продажи, который предложил наиболее высокую цену, за исключением предложения победителя продажи (в случае использования закрытой формы подачи предложений о цене), или участника продажи, который сделал предпоследнее предложение о цене такого имущества в ходе продажи (в случае использования открытой формы подачи предложений о цене).
Определено, что вышеуказанные сведения более не подлежат публикации в печатных изданиях.
Кроме того, с 10 до 20 процентов увеличен размер задатка на аукционе по продаже государственного имущества.
Правительство РФ уполномочено принимать решение об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Источник: Консультант +, 01.07.2015 г.
Жилищное законодательство: масштабные поправки
Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Скорректированы ЖК РФ и отдельные законодательные акты.
К полномочиям органов госвласти в области жилищных отношений отнесено определение порядка привлечения заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капремонта общего имущества.
Предусмотрено, что собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в УК или правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребкооператива для организации проведения общего собрания собственников.
Общее собрание сможет наделять совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества.
Для общих собраний предусмотрено очно-заочное голосование. Оно дает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания.
Закреплено, что если иное не установлено общим собранием, то годовое общее собрание проводится в течение II квартала года, следующего за отчетным.
Общее собрание согласно поправкам может быть созвано по инициативе управляющей организации.
Копии решений и протокола общего собрания обязательно представляются лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление специализированного потребкооператива не позднее чем через 10 дней. Они в свою очередь обязаны в течение 5 дней направить копии в орган госжилнадзора для хранения в течение 3 лет.
Предусмотрено, что общее собрание вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета, в т. ч. председателю. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, а также порядок определения его размера.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
В ЕГРЮЛ будут указываться адреса "в пределах места нахождения юридического лица"
Кроме того, ООО смогут действовать на основании типового устава - законопроект принят в окончательном чтении
ГД приняла в третьем чтении и направила в СФ законопроект № 667404-6 о внесении изменений в Гражданский кодекс и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов).
В настоящее время согласно статье 52 ГК типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным госорганами, могут использоваться для госрегистрации юрлиц. Это предлагается заменить возможностью юрлиц действовать на основании таких типовых уставов в случаях, установленных законом для юрлиц определенных организационно-правовых форм и видов. Сведения о том, что юрлицо действует на основании типового устава, должны будут включаться в ЕГРЮЛ.
В период между внесением и принятием проект претерпел некоторые изменения.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юрлица - так сейчас выглядит первый абзац пункта 3 статьи 54 ГК. Предлагается не ограничиваться указанием в ЕГРЮЛ юрадреса: данная норма с учетом поправки будет предусматривать, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес "в пределах места нахождения юридического лица" (в первоначальной версии законопроекта указывалось "адрес (место нахождения)" юрлица).
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юрлица указываются в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК в действующей редакции). Предлагается указать, что для юрлиц, действующих на основании типовых уставов, эти сведения будут указываться только в ЕГРЮЛ.
Филиалы и представительства ООО должны будут указываться в ЕГРЮЛ - соответствующие изменения вносятся в п.5 статьи 5 закона об ООО (сейчас эти сведения должны быть в уставе, и следует уведомлять об их изменениях регистрирующий орган).
Уточняется содержание решения об учреждении ООО, устанавливается состав сведений, порядок принятия и опубликования типового устава. В частности, он должен быть размещен на сайтах регистрирующих органов.
Положение о том, что ООО должно знакомить со своим уставом заинтересованных лиц по их требованию (п.3 ст.12), дополняется требованием уведомлять таких лиц, если организация действует по типовому уставу, с которым заинтересованные лица могут ознакомиться на сайте налогового органа.
В любой момент типовой устав можно будет заменить на утвержденный участниками и наоборот. Окончательная версия законопроекта дополнена положениями о том, каких действий это потребует.
На этапе второго чтения проект был дополнен нормой о том, что изменения в типовой устав вносятся уполномоченным органом и вступают в силу в срок, определенный нормативным правовым актом, предусматривающим внесение таких изменений, но не ранее чем по истечении 15 дней после официального опубликования. Вносятся также и другие поправки.
Источник: Audit-it.ru, 22.06.2015 г.
Федеральное казначейство об изменении ОКОПФ
В письме от 18.06.2015 года № 07-04-05/10-399 казначейство обращает внимание на изменения ОКОПФ (ред. 2/2014) и связанную с этим корректировку данных в ЕГРЮЛ
Федеральное казначейство сообщает, что коды Организационно-правовой формы (ОПФ), которые содержатся в ЕГРЮЛ, будут централизованно приведены в соответствие с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм (ОКОПФ) в ред. 2/2014 с учетом перекодировочной таблицы ОКОПФ до 1 июля 2015 года (письмо ФНС от 28.05.2015 № СА-4-14/9082).
Юрлицам предоставлять заявления в ИФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ не требуется.
Источник: rnk.ru, 26.06.2015 г.
Росстандарт обновил Общероссийский классификатор основных фондов
Приказом от 12.12.2014 г. N 2018-ст Росстандарт утвердил Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) с датой введения в действие 1 января 2016 года.
С этой же даты прекращает применяться Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94.
Источник: Audit-it.ru, 24.06.2015 г.
Банки, лишенные права на гарантию в налоговых целях, могут сопровождать госконтракт
Постановлением от 22.06.2015 г. N 612 правительство РФ внесло изменения в Правила осуществления банковского сопровождения контрактов
Теперь в случае исключения банка, сопровождающего контракт на основании договора о банковском сопровождении, заключенного для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, из перечня банков, имеющих право давать банковские гарантии в налоговых целях, этот банк производит банковское сопровождение контракта до завершения контракта, если соответствующим органом власти не принято решение о прекращении данного сопровождения.
Источник: Audit-it.ru, 25.06.2015 г.
На сайте ФНС России можно бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе
Информация ФНС России от 25.06.2015 «О получении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП при помощи онлайн-сервиса»
С помощью данного сервиса все заинтересованные лица могут бесплатно получать сведения из вышеуказанных реестров в виде выписки либо справки об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа в формате PDF, подписанного электронной подписью.
При этом не требуется сертификат ключа электронной подписи заявителя.
Для регистрации в сервисе достаточно указать адрес электронной почты, на который поступит ссылка для скачивания выписки.
Сформированную выписку/справку можно скачать в течение 5 дней.
Источник: Консультант +, 26.06.2015 г.
ФНС выпустила объемное письмо с пояснениями о торговом сборе
Налоговики внесли ясность в некоторые положения о торговом сборе, который действует на территории Москвы с 1 июля 2015 года. Налоговики приводят свои разъяснения в письме от 26.06.2015 года № ГД-4-3/11229@
С 01.07.2015 на территории Москвы введен торговый сбор (Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62).Приемом уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового сбора, а также приему и обработке информации, получаемой от уполномоченного органа в отношении плательщиков торгового сбора, возлагаются на налоговые органы.
Постановка на учет, снятие с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:
а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества. В частности, в отношении следующих видов торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющих торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
- деятельность по организации розничных рынков.
б) по месту нахождения организации (месту жительства ИП) – в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).
Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора производится в течение пяти дней после получения налоговым органом документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ). Снятие с учета – также в течение 5 дней.
Информация в уведомлении о постановке на учет контролируется по следующим пунктам:
- правильность указания установленных ставок торгового сбора;
- правомерность применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков;
- выявление в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений).
Уплата торгового сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ). Платить торговый сбор нужно:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества – с указанием реквизитов получателя платежа и кода по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора.
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - с указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, а кода по ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности.
Источник: rnk.ru, 03.07.2015 г.
По бумажной копии ЭДТ, полученной на таможне, можно принять к вычету "импортный" НДС
Письмом от 26.06.2015 г. N ГД-4-3/11190@ ФНС разослала налоговикам письмо Минфина от 29 мая 2015 г. N 03-07-15/31200, в котором содержится ответ на вопрос о подтверждении права на вычет НДС, уплаченного таможенным органам по товарам, ввозимым в РФ, при таможенном декларировании товаров в электронной форме
Согласно НК эти суммы НДС подлежат вычетам в случае использования товаров для операций, облагаемых НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
Декларанты взаимодействуют с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров посредством электронного способа обмена информацией. После выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками.
При этом таможенные органы распечатывают копии ЭДТ на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров по обращению декларанта.
Таким образом, наличие у налогоплательщика копии ЭДТ на бумажном носителе, подтверждающей ввоз товаров на территорию РФ, полученной от таможенных органов, не препятствует реализации права на вычет ввозного НДС.
Источник: Audit-it.ru, 03.07.2015 г.
ПФ сообщил, до каких дат следует сдать РСВ-1 за 1 полугодие 2015 года
1 июля 2015 года управления ПФ начнут прием от работодателей единой формы отчетности за первое полугодие 2015 года, говорится на сайте ПФ.
Последняя дата сдачи отчетности в бумажном виде – 17 августа 2015 года, в форме электронного документа – 20 августа 2015 года. В отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, предусмотрены штрафные санкции.
С 1 января 2015 года единую отчетность необходимо представлять в территориальные органы ПФ ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца в бумажном виде, а в форме электронного документа – не позднее 20 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью.
Программы для подготовки и проверки отчетности, которые в значительной степени облегчают процесс подготовки и сдачи отчетности для плательщиков взносов, размещены в свободном доступе на сайте ПФ www.pfrf.ru в разделе «Электронные сервисы». Кроме того, можно воспользоваться электронным сервисом ПФ «Кабинет плательщика страховых взносов». Здесь размещены все формы документов, форматы данных, правила проверки отчетности. В Кабинете можно посмотреть реестр платежей, получить справку о состоянии расчетов, оформить платежное поручение, рассчитать страховые взносы, выписать квитанции, проверить отчетность и многое другое в режиме реального времени.
Напомним, что ранее ПФ сообщал об изменениях в законодательстве, которые повлияют на оформление отчетности, а также о новой форме РСВ-1.
Источник: Audit-it.ru, 01.07.2015 г.
ПФ рассказал об изменениях, влияющих на оформление расчета РСВ-1
В своей "информации" ПФ сообщил об особенностях приема расчетов РСВ-1 за 1 полугодие 2015 года
Будет использоваться новая форма РСВ-1 и соответствующие форматы
ПФ напомнил, что с 1 января 2015 года отменена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
С 2015 года статьями 58.4 и 58.5 закона 212-ФЗ установлено право применения пониженных тарифов:
- для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника СЭЗ в Крыму;
- для плательщиков, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.
Фонд привел для таких субъектов коды категорий застрахованных лиц в целях представления сведений персучета.
В 2015 году прекратили свое действие пониженные тарифы (и соответствующие коды категорий застрахованных лиц), установленные для применения в 2012 - 2014 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 - 3, 7 части 1 статьи 58 закона 212-ФЗ:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- для организаций народных художественных промыслов;
- семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- для организаций и ИП, применяющих ЕСХН;
- для плательщиков взносов, производящих выплаты физлицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений; для общественных организаций инвалидов;
- для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
- для СМИ.
Федеральным законом от 28.06.2014 года N 188-ФЗ внесены изменения в закон 167-ФЗ - исключена норма, оговаривающая необходимый шестимесячный срок заключения трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно или временно проживающими на территории РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 15 закона 212-ФЗ плательщики, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физлиц превышает данный предел, представляют РСВ-1 в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Источник: Audit-it.ru, 25.06.2015 г.
Форма РСВ-1 изменится с отчетности за 1 полугодие 2015 года
Постановлением от 04.06.2015 г. N 194п ПФ вносит изменения в свое постановление от 16 января 2014 г. N 2п, которым утверждена форма РСВ-1. В настоящее время новое постановление направлено на регистрацию в Минюст. На сайте ПФ размещены все приложения к постановлению. Применятся обновленные форма и порядок ее заполнения будут начиная с расчета за 1 полугодие 2015 года
В форме расчета уменьшится количество таблиц для применяющих льготные тарифы.
Раздел 4 будет называться не "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода", а "Суммы перерасчета страховых взносов с начала расчетного периода". В целом уточняются основания и порядок заполнения данного раздела (по итогам проверок и при перерасчетах). В случае самостоятельного выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, подлежащей уплате за предыдущие периоды, а также в случае корректировки базы по взносам предшествующих периодов (на основании данных бухгалтерского учета), не признаваемой ошибкой, плательщик будет отражать в разделе 4 расчета суммы перерасчета взносов, начисленные в отчетном (расчетном) периоде.
Устанавливается, что в случае приобретения или утраты права на применение пониженного тарифа по итогам текущего отчетного (расчетного) периода в составе РСВ-1 за отчетный (расчетный) период представляются, в том числе, сведения по застрахованным лицам, корректирующие данные за предыдущие отчетные периоды текущего расчетного периода.
Изменения коснутся также представления уточненных расчетов (указание в них сведений будет зависеть от даты представления), печать будет проставляться при ее наличии, вносится множество других изменений в порядок заполнения расчета.
Источник: Audit-it.ru, 23.06.2015 г.
Бюрократия взяла верх: от печати не откажешься
От печати компания может отказаться, а заверять записи в трудовых книжках все равно нужно печатью. Круг замкнулся
Роструд в письме от 15.05.2015 года № 1168-6-1 «О трудовых книжках и правилах распорядка» сделал бессмысленными все усилия других ведомств, которые в эпоху интернета, электронного документооборота и цифровых подписей постарались исключить такой пережиток прошлого как печать организации. Вот мнение ведомства.
Учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ, компания вправе самостоятельно решать, иметь ли им печать. Обязанность использовать печать может устанавливаться только федеральным законом (абз. 2 ст. 2, абз. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 16).
Обязанность заверять печатью записи в трудовой книжке предусмотрена в абз. 1 п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, абз. 2 п. 2.2, абз. 2 п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, которые приняты во исполнение требований федерального закона (ч. 2 ст. 66 ТК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, требование заверять печатью записи в трудовой книжке считать обязательным.
Источник: rnk.ru, 26.06.2015 г.
Минтруд посоветовал, как следует разрабатывать и оформлять правила по охране труда
Ученый совет при Минтруде выпустил рекомендации по разработке и оформлению правил по охране труда (ПОТ)
Согласно законодательству разрабатываемые ПОТ не должны содержать требования к процессам проектирования, производства, конструкции, комплектации и эксплуатационным характеристикам технологического оборудования и режимов его работы.
Вместе с тем, в ПОТ могут содержаться требования, регламентирующие безопасную организацию рабочих мест, наличие ограждений, сигнальных устройств и средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников, меры по ограничению потенциальной опасности используемого технологического оборудования, приемы безопасной работы на потенциально опасном технологическом оборудовании.
ПОТ не исключают действия стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В этой связи ПОТ не должны дублировать требования этих документов и противоречить им.
В ПОТ не допускаются ссылки на нормативные правовые акты, утвержденные упраздненными органами исполнительной власти СССР и РСФСР, противоречащие законодательству РФ.
В ПОТ должны использваться термины, установленные ТК, и не допустимо использование таких сокращений, как "т.д.", "т.п. ", "др.", "пр.", а также таких выражений, как "так далее", "тому подобные", "и другие", "и прочие", "как правило", "могут быть", которые приводят к недосказанности и неоднозначности толкования нормативного требования.
При изложении нормативных требований в правилах применяются слова "должен", "следует", "необходимо" и производные от них.
Приведен также ряд других рекомендаций, в том числе по оформлению документа.
Источник: Audit-it.ru, 03.07.2015 г.
В Подмосковье разработали новую схему обжалования завышенной кадастровой стоимости
Завышенная кадастровая стоимость на 1000 земельных участков в Подмосковье пересмотрена в сторону уменьшения. Еще 30 тысяч участков в настоящий момент находятся на переоценке. И это - лишь начало работы с жалобами на завышенный кадастр, констатируют областные власти
Наводить порядок в земельных отношениях в регионе начали в 2013 году. За это время удалось актуализировать кадастровые данные 3,3 миллиона участков, часть из которых были поставлены на налоговый учет впервые. Кадастрирование проводилось методом массовой оценки, то есть специалисты не выходили на каждый клочок земли лично, а уточняли данные по имеющимся в Росреестре документам. При таком способе от ошибок застраховаться нельзя.
"Они возникают, например, потому, что в документах нечетко прописан вид разрешенного использования земли, - объясняет первый замминистра имущественных отношений Подмосковья Владислав Мурашов. - Может быть написано: под строительство, без уточнения какое именно строительство имелось в виду - дачное, жилое, многоквартирное". У каждого из них своя цена. Скажем, кадастровая стоимость квартир отличается от рыночной примерно на один процент, а дач - на 50 процентов. А исходя из кадастра, теперь рассчитывается налог на недвижимость, который никому не хочется переплачивать. Отсюда и массовые обращения на пересмотр.
Пока с жалобами идут в основном юридические лица, которые налоговые уведомления получают раньше. Граждане начнут жаловаться к концу лета. Для того, чтобы они не тратили время на хождение по судам, в области разработали упрощенную схему обжалования завышенной кадастровой стоимости.
"Прежде всего, следует обратиться с заявлением в Минимущество, сделать это можно в электронном виде, форма для обращения размещена на сайте нашего ведомства", - говорит Мурашов. Если в кадастровой стоимости есть ошибка, власти ее исправят и внесут верные данные в федеральный кадастр, причем тем же числом, когда проводилась первоначальная оценка. Единственные затраты, которые понесет в этом случае собственник, - временные: на выявление и устранение ошибки потребуется от 1,5 до 3 месяцев.
А как быть, если ошибку не нашли, но собственнику все равно кажется, что кадастр завышен? Тогда прямая дорога в комиссию по оспариванию, которая работает при Росреестре, а если и там не помогут - в суд. Только помните, что и в комиссию, и в суд нужно предоставлять отчет независимого оценщика. Стоимость этой работы в Подмосковье варьируется от 15 тысяч до 100 тысяч рублей.
"Многие предпочитают идти сразу в комиссию, но стоит ли при величине годового налога в тысячу рублей заказывать отчет за 15 тысяч? Проще все-таки сначала обратиться в Минимущество, где ошибку, если она есть, собственнику поправят без финансовых затрат", - считает зампред областного правительства Александр Чупраков.
Кстати, как только в этом году в Минимуществе начали заниматься приемом кадастровых жалоб, количество земельных исков в суды сократилось на 69 процентов. Но надо сказать и о том, что половина из двух тысяч судебных дел решилась в пользу собственников, то есть власти считали, что ошибки в кадастре нет, а суд пришел к противоположному выводу.
Источник: Российская газета, Audit-it.ru, 29.06.2015 г.
Кадастровая стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов ее определения, содержащихся в ГКН
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"
Судам даны разъяснения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (ГКН), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ).
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления определенных требований.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.
Указан перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость (например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости).
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ГКН.
Источник: Консультант +, 02.07.2015 г.
Подготовлены разъяснения по применению обновленных общих положений ГК РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Даются разъяснения по применению некоторых общих положений части первой ГК РФ (о физических и юридических лицах, об объектах гражданских прав, о сделках и их недействительности, о решениях собраний, о представительстве и доверенности и т. д.).
Прежние разъяснения по соответствующим вопросам, содержащиеся в постановлениях Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, признаются не подлежащими применению.
Напомним, в ГК РФ, включая его общие положения, были внесены масштабные изменения.
В частности, обращается внимание на следующие моменты.
Поведение стороны может быть признано недобросовестным не только при наличии заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение от добросовестного поведения.
В возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В силу ГК РФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если из-за пристрастия к азартным играм, злоупотребления алкоголем или наркотиками он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Применительно к данной норме разъясняется, что следует понимать под таким злоупотреблением, дающим основание для ограничения дееспособности. При этом подчеркивается, что возможность ограничения дееспособности не ставится в зависимость от признания лица хроническим алкоголиком или наркоманом.
Указано, в каких случаях изображение гражданина может быть обнародовано и использовано без его согласия. За исключением оговоренных ГК РФ случаев обнародование личного изображения, в т. ч. его размещение самим гражданином в Интернете, и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование изображения без согласия изображенного лица. Вместе с тем, обстоятельства размещения гражданином своего изображения в Интернете могут свидетельствовать о выражении согласия на дальнейшее использование изображения. Напр., если это предусмотрено условиями пользования сайтом, на котором гражданином размещено такое изображение.
Юрлицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в т. ч. если осуществление деятельности юрлица становится невозможным или существенно затрудняется. Напр., если иные учредители (участники) юрлица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума. Также ликвидация возможна в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками юрлица, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 02.07.2015 г.
ВС: выплаты при увольнении по соглашению сторон не учитываются в расходах
Опубликовано определение судьи ВС по делу А40-40945/2014
Компания учла в расходах выплаты денежных компенсаций работникам на основании соглашений о расторжении трудового договора, которые заключались в момент издания приказов об увольнении. Они не были предусмотрены коллективным договором и иными локальными актами компании.
По результатам выездной проверки ИФНС указала на неправомерность такого учета, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.
Суды первой, апелляционной инстанций и окружной арбитражный суд признали решение инспекции законным, отметив, что спорные выплаты не связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Суды пояснили, что соглашение о расторжении не является частью трудового договора, поскольку регулирует отношения, не связанные с выполнением работником трудовой функции, оно является лишь основанием для прекращения трудового договора.
Судья ВС (305-КГ15-6019 от 17.06.2015) согласился с выводами судов, указав: «трудовыми договорами общества с уволенными сотрудниками, а также коллективным договором не было предусмотрено компенсационных выплат в повышенном размере, следовательно, спорные выплаты не соответствуют требованиям статьи 255 Налогового кодекса».
Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
Источник: Audit-it.ru, 30.06.2015 г.
ВС напомнил о запрете на увольнение беременных, даже если работодатель не в курсе
Опубликован обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015)
Приведены сведения о делах, рассмотренных ВС, касающихся различных сфер, в том числе - сферы трудовых отношений.
Судьи напомнили, что установленные трудовым законодательством гарантии защиты беременной женщины от увольнения по инициативе работодателя действуют независимо от осведомленности работодателя о беременности. Рассматривая дело об увольнении за прогул беременной, не поставившей работодателя в известность об этом факте, суды двух инстанций решили, что женщина злоупотребила своим правом и отказали ей в восстановлении на работе. ВС указал, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения – ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП. При этом возможность увольнения беременной женщины не ставится в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности и сообщила ли она ему об этом. Определением 18-КГ14-148 дело было направлено на новое рассмотрение.
Источник: Audit-it.ru, 03.07.2015 г.
Конституционный Суд РФ указал, как определяется статус налогового резидента России для граждан Беларуси
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 г. № 16-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского”
Согласно НК РФ в целях уплаты НДФЛ налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год.
Конституционность этих норм оспаривал гражданин Беларуси. По мнению заявителя, при определении срока его нахождения в России должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения в нашей стране. Это следует из протокола к межправительственному Соглашению России и Беларуси об избежании двойного налогообложения.
Конституционный Суд РФ признал, что оспариваемые положения соответствуют Конституции РФ. Они не предполагают отказа гражданам Беларуси в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов России, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента России.
В соответствии с упомянутым протоколом вознаграждение, получаемое физлицом с постоянным местом жительства в одном из этих государств в отношении работы по найму в другом государстве, может облагаться налогом в том другом государстве по ставкам, которые предусмотрены для резидентов. Условие - осуществление работы по найму в течение периода нахождения в государстве источника дохода, составляющего не менее 183 дней в году. Либо осуществление работы по найму непрерывно в течение того же периода, начавшегося в одном календарном году, а истекающего в другом.
На практике указанные критерии применяются во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде - по аналогии с критериями, содержащимися в НК РФ. Это противоречит их действительному смыслу.
Соглашение, заключенное Россией и Беларусью, устанавливает особое налоговое регулирование. Оно не предусматривает условия уточнения налогового статуса физлица по итогам налогового периода и отличается этим от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физлиц. Соответственно, лица, имеющие право воспользоваться таким налоговым регулированием, должны определяться на основании критериев, закрепленных в протоколе, - вне связи с критериями, содержащимися в НК РФ.
Кроме того, следует учитывать положения Договора о Евразийском экономическом союзе. Он закрепил безусловное распространение на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов Союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов.
Источник: ГАРАНТ.РУ, 30.06.2015 г.
Суды смогут признавать задолженность контролируемой при отсутствии критериев
Минфин ужесточает правила финансирования иностранцами российских активов через займы. Это лишит бизнес доступа к недорогим деньгам из-за рубежа. Но иначе не добиться роста прямых инвестиций в отечественные компании
Подготовленный Минфином пакет поправок в ст. 269 Налогового кодекса («Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения») дает суду право признать контролируемой непогашенную задолженность российской компании и принять решение о доначислении налогов, даже если формально заем не подпадает под такие критерии. Об этом РБК рассказали три участника обсуждений со стороны бизнеса, знакомые с ходом работы над поправками. «Проект поправок от Минфина поступил. Позиция министерства вырабатывается», — сообщил РБК представитель Минэкономразвития. В Минфине не ответили на запрос РБК.
Схемы финансирования иностранными компаниями российских подразделений через займы часто трактуются налоговыми органами как способ вывода прибыли из России, потому что платежи по таким займам не облагаются налогами. Чтобы пресечь такие схемы, были введены правила так называемой тонкой капитализации: если сумма займов от кредитора в три раза превышает размер чистых активов заемщика, то платежи по займам могут быть переквалифицированы в дивиденды и соответственно по ним будут доначислены налоги.
В этом году началось ужесточение этих правил. Первую очередь поправок Госдума одобрила в первом чтении 19 мая. Тогда, в частности, уточнялось, на какие именно компании распространяются правила тонкой капитализации. Изначально закон касался аффилированных компаний, поправками ограничения распространили на взаимозависимые.
Для бизнеса это означало очевидное ограничение — правила начали распространяться не только на кредиты от материнской компании, но также от сестринской компании и дочерней, говорит руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Михаил Орлов: «Любые кредиты, которые получены от иностранного взаимозависимого лица, будут восприниматься в качестве контролируемой задолженности».
Новая редакция документа, подготовленная ко второму чтению, вводит так называемый тест основной цели, по которому тонкая капитализация может применяться, если в суде доказано, что налогоплательщик искусственно выстроил систему финансирования для обхода этих правил. Даже формально не подпадающая под правила структура финансирования должна иметь разумное объяснение и обоснование. Иначе она работать не будет, поясняет старший юрист по международному налогообложению налоговой практики Goltsblat BLP Артем Торопов.
«Это как если бы в правилах дорожного движения было бы указано, что даже если горит зеленый свет светофора, суд может признать его красным и наказать водителя за проезд на красный свет. В данном случае то же самое: ваша задолженность не подпадает под критерии, определенные в законе, но суд все равно может признать ее контролируемой, и это приведет к дополнительным доначислениям. Логично тогда и налогоплательщику предоставить право опровергать наличие злоупотребления, даже если все признаки, указанные в законе, налицо. Давайте не будем говорить, что свет зеленый, но при определенных обстоятельствах суд может посчитать, что это красный», — говорит Михаил Орлов.
Бизнес обещает проблемы
Изменения увеличат риски российских компаний, привлекающих иностранное финансирование, в том числе внутригрупповое. Размытость критериев, при которых внешне обычная задолженность может превратится в контролируемую, приведет к увеличению количества споров между компаниями и налоговиками, предупреждает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. И сейчас известно множество примеров, когда суды признавали задолженность контролируемой в отсутствие формальных оснований для этого, — дела «Нарьянмарнефтегаза», «Юнайтед Бейкерс», «Пирелли», перечисляет он.
Суды и так редко становятся на сторону налогоплательщика, в основном принимая решения о доначислении налогов, то есть выступают на стороне государства, признает собеседник РБК в одной из компаний «большой тройки» мобильных операторов.
В последние годы нарастающая снежным комом практика практически вся негативная: суды смотрят на аффилированность финансовой компании с иностранным акционером российского заемщика, а не на наличие доли в капитале заемщика — вопреки буквальному тексту НК, соглашается Артем Торопов. Если законопроект будет принят, он окончательно закрепит такой тренд и поставит практически все российские группы и работающий в России зарубежный бизнес перед необходимостью существенного изменения структур финансирования российских компаний из зарубежных источников.
Поправки укладываются в общую логику кампании по деофшоризации и направлены в первую очередь на компании с иностранными акционерами, говорит собеседник из компании «большой тройки».
В итоге новые правила могут затруднить доступ к деньгам, опасается глава отдела сопровождения корпоративной деятельности департамента по правовым и корпоративным вопросам «СТС Медиа» Екатерина Кулагина.
«Не станут ли новеллы очередным шагом по «запугиванию» бизнеса и еще большему снижению потока инвестиций? — рассуждает она. — Новые правила могут добавить неуверенности на рынке, когда бизнес не будет понимать, как регулятор будет толковать те или иные действия через призму «теста основной цели». Мы не говорим о намеренном нарушении закона для финансирования из иностранных источников, но международные компании объективно нуждаются в свободном потоке денежных средств, в том числе путем выдачи займов».
На вопрос о новых схемах финансирования Кулагина не стала отвечать: «Мы еще прицельно не размышляли над новыми путями решения этой проблемы».
Налогоплательщики будут значительно чаще, чем это было раньше, финансировать бизнес через вклады в уставный капитал или имущество российских компаний, предполагает президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. «Законодатель планомерно подталкивает налогоплательщиков к тому, чтобы финансирование бизнеса осуществлялось в основном в форме equity», — считает она.
Что еще предлагает Минфин
Будут изменены правила против обхода тонкой капитализации через независимые банки — если в первой редакции критерием неприменения было отсутствие в банке депозитов взаимозависимых лиц, то теперь имеет значение исполнение этими лицами кредитных обязательств российского заемщика. Депозиты прямо не указаны в предложенной редакции, но агрессивные структуры могут «ловить» через антиуклонительную норму в суде. Сама по себе гарантия иностранной материнской компании (которую практически всегда требуют банки, в том числе с госучастием) не приводит к негативным последствиям для российской компании-заемщика, если только не происходит реальное исполнение обязательств российской компании-заемщика материнской компанией-гарантом, поясняет Артем Торопов.
Будет уточнена норма о неприменении правил к определенным внутрироссийским сделкам финансирования между компаниями одной группы. В первой редакции поправок внутригрупповое финансирование от российских компаний группы под одной иностранной материнской компанией или гарантии от таких компаний по банковским кредитам подпадали под действие правил.
Уточнено, что при определении сопоставимости долговых обязательств, если валюта долгового обязательства перед иностранным лицом отличается от валюты долгового обязательства, с которым производится сопоставление, долговые обязательства приводятся к единой валюте по курсу, установленному ЦБ на дату возникновения обязательства перед кредитором.
Уточнено, какие взаимозависимые компании подпадают под правила тонкой капитализации. Всего их четыре вида: это организации и физлица в случае, если одна организация или физлицо прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, организации, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%, а также организации и (или) физлица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.
Источник: РБК, Audit-it.ru, 25.06.2015 г.
Киргизия присоединяется к ЕАЭС
Госдума получила Договор о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС на ратификацию
Евразийский экономический союз пополняется новым участником. Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года будет дополнен документом, который подтверждает присоединение Кыргызской Республики к объединенному экономическому пространству.
Источник: rnk.ru, 01.07.2015 г.
Скорректированы вступающие в силу с 1 июля 2015 года положения о заключении договора ОСАГО в электронной форме
Указание Банка России от 24.05.2015 N 3649-У "О внесении изменений в приложение 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Уточнено, что при заключении договора ОСАГО страховщик вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра или в случае составления договора ОСАГО в виде электронного документа осмотр транспортного средства страховщиком не проводится.
Предусмотрено, что договор ОСАГО в виде электронного документа может быть заключен только при его продлении по истечении срока действия путем заключения со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор, договоры на новый срок, в том числе с расширением круга лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством. Это положение действует по 30 сентября 2015 года включительно.
Кроме того, установлено, что договор ОСАГО не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения отсутствуют в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Источник: Консультант +, 24.06.2015 г.