Правительство признало недопустимым взимание повышенного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с компаний, добывающих драгоценные металлы. Из-за пробела в законодательстве налоговые органы доначисляли компаниям, добывающим платину, НДПИ в 21–22% от выручки, что делало добычу платины нерентабельной, указывал бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Правительство закрепит в Налоговом кодексе право добывающих компаний применять пониженный коэффициент к НДПИ для концентратов любых драгметаллов. Законопроект с таким пунктом готовится к внесению в Госдуму (копия есть у Forbes). Ранее Минфин обещал урегулировать проблему в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики».
С 2021 года компании, добывающие металлы и минеральные удобрения, обязали умножать ставку НДПИ на коэффициент в 3,5. При этом компании, добывающие драгоценные металлы, вправе применять пониженный коэффициент 1, если концентрат содержит золото или серебро.
«Налоговые органы разделяли объем добытого концентрата на две условные части и применяли в отношении золота или серебра рентный коэффициент в размере 1, а в отношении металлов платиновой группы — 3,5. Это приводило к доначислениям и налоговым спорам», — пояснил Forbes независимый эксперт Борис Луцет.
Фактически НДПИ для добытчиков платины вырос с 6-6,5% до 21-22% от выручки. Бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме Минфину утверждал, что добыча платины при таком налоговом бремени нерентабельна, писал «Коммерсантъ».
Арбитражные суды выносили решения не в пользу бизнеса. Но в конце 2023 года Верховный суд (ВС) подтвердил право применять коэффициент 1 ко всем концентратам с содержанием драгметаллов в определении в пользу ЗАО «Косьвинский камень». Повышенный коэффициент вводился для более справедливого налогообложения высокодоходной добычи, но не должен препятствовать этому бизнесу, указал ВС. Закон не ограничивает применение пониженного коэффициента в зависимости от доли золота или серебра в концентрате, поэтому налоговые органы не вправе произвольно устанавливать условия для отдельных компаний, указал ВС. Повышенный налог уже привел к к остановке работы ряда предприятий в Свердловской области и на Дальнем Востоке, утверждал представлявший интересы «Косьвинского камня» в суде управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев.
Минфин оценил выпадающие доходы бюджетной системы в 75-90 млн рублей в год, из которых 30-36 млн рублей — выпадающие доходы федерального бюджета и 45-54 млн рублей — региональных бюджетов, следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту.
Помимо нормы по НДПИ, законопроект предусматривает анонсированную ранее отмену НДФЛ на доходы от вкладов сроком от одного года, ограничивает доступ российским «дочкам» иностранных IT-компаний к налоговым льготам и закрепляет право бизнеса до конца 2026 года платить налог на прибыль с доходов в виде штрафов, пени и неустоек по договорам с контрагентами из «недружественных» стран по мере фактического поступления таких платежей, а не только при наличии решения суда.
Источник: Forbes