Первая инстанция указала, что НК такого не предусматривает. Но при дальнейших разбирательствах преобладал вывод о том, что ничьи права не нарушены.

ИФНС проводила выездную проверку в отношении ООО «Э» и заодно осмотрела имущество и территории, принадлежащие контрагентам фирмы – ООО «А» и ООО «В». В тот период, когда решение по проверке еще не было вынесено, ООО «Э» обратилось в суд, требуя признать незаконными, во-первых, протоколы осмотров, во-вторых, сами действия проверяющих.

В первой инстанции истец встретил понимание. Все, что касается спорной процедуры, регламентировано статьей 92 НК, и согласно ее первому пункту, допускается осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка. С учетом также и других норм НК суд сделал вывод, что «при проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения».

Налоговики настаивали на применении пункта 2 статьи 92 НК, который гласит:

Осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

На это суд возразил – данное право касается только документов и предметов, а не территорий.

Однако все эти здравые аргументы разбились в апелляции. Там судьи решили, что нарушение прав истца не доказано. В том числе, неизвестен исход проверки в целом – какие доначисления и на основании чего грозят истцу.

Он пытался настаивать, что действия налоговой препятствуют свободному развитию предпринимательской инициативы, но к этому не прислушалась также и кассация. Выяснилось, что контрагенты не возражали – осмотр проведен с их согласия. Значит, их интересы не нарушены, а истец тут как бы вообще ни при чем (постановление окружного суда Ф10-5335/2020 по делу № А36-540/2020).

До этого судебная практика – по крайней мере, в ВС – складывалась иначе. Еще в 2015 году ФНС выпустила письмо, согласно которому для сбора максимально полной доказательственной базы налоговики вправе проводить мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц – участников сделки. После этого сотрудники инспекций повадились посещать контрагентов. В 2019 году определением апелляционной коллегии ВС положения упомянутого письма в части осмотра помещений и территорий контрагентов и третьих лиц отменены для случаев, когда такие объекты не используются проверяемым налогоплательщиком. Потом с таким подходом согласился и Минфин.



Источник: Audit-it.ru



Вас проконсультирует
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты