Разрыв налоговых соглашений — шаг в первую очередь политический, говорит источник Forbes, принимавший участие в его обсуждении на этапе сбора мнений Минфином. «Мера не несет фискальной цели в первую очередь», — продолжает собеседник Forbes в ФНС. По его словам, налоговая даже не рассчитывала сумму дополнительных сборов в бюджет от повышения налогов на выплаты за рубеж.
Два месяца назад Минфин и МИД предложили поставить на паузу соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с «недружественными» странами. Этот шаг стал ответом на внесение России в черный список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС по налоговым вопросам. К «недружественным», то есть присоединившимся к санкциям в отношении России, сейчас относятся 38 стран из 84, с которыми у России есть действующие налоговые соглашения. Одномоментная приостановка столь большого количества международных договоров для России беспрецедентна.
СИДН позволяют зарубежным компаниям, которые получают пассивный доход из России, существенно снизить налоговое бремя. В частности, налог на дивиденды можно платить по ставке 5-10% (в зависимости от юрисдикции) вместо 15%, а на проценты по займам и роялти — по нулевой ставке вместо 20%-ной. Таким образом, приостановка СИДН при прочих равных условиях приведет к росту налоговой нагрузки как для тех иностранных компаний, которые спустя больше года после начала «спецоперации»* на Украине продолжают вести бизнес в России, так и для российских компаний, которые структурируют свои холдинговые структуры через иностранные юрисдикции.