Подтверждено: ОКВЭД в списке пострадавших охватывает те, что уровнем ниже
Право на поддержку имеют все, чей основной ОКВЭД начинается, например, с 47.7, а также все три варианта, включающих 47.19.
В списке пострадавших, имеющих право на господдержку, присутствует почти вся непродовольственная розница и другие отрасли. Однако не каждый ОКВЭД внесен в список. В ряде случаев указаны подклассы ОКВЭД (например, 47.7). Долгое время не было понятно, означает ли это, что к пострадавшим относятся все группы и подгруппы, входящие в подкласс (например, 47.71, 47.71.1 и так далее), то есть, считаются ли пострадавшими те, у кого основной ОКВЭД вписан как, например, 47.71 или 47.71.1.
Только в середине мая появилось первое официальное разъяснение о том, что все четырех-, пяти- и шестизначные ОКВЭДы также считаются пострадавшими, как и объединяющие их трехзначные. Теперь же это вовсю используется на практике и сомнений, вроде бы, ни у кого ни вызывает.
Так что очень «своевременно» стало известно о письме ФНС, которое подтверждает тот же факт: если в перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень.
Кроме того, в одной из позиций списка изначально были, наоборот, только подгруппы – 47.19.2 и 47.19.1. Затем их заменили на группу 47.19 – торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. ФНС также разъяснила, что на малые и средние фирмы и ИП с одним из кодов основного вида деятельности 47.19, 47.19.1, 47.19.2 распространяются меры поддержки, положенные пострадавшим (письмо от 15 мая 2020 г. № СД-4-3/8085).
Аналогичные разъяснения насчет использования трехзначных ОКВЭДов, указанных в списке пострадавших, дал Минфин применительно к кредитным каникулам (письмо от 13 мая 2020 г. № 05-06-06/3/40054). О «каникулах» можно почитать здесь.
Напомним, последними в перечень внесены СМИ, аэропорты (тоже кстати косвенно), книгоиздатели, а на очереди – ж/д и внутренний водный транспорт. Пострадавшим, относящимся к малому и среднему бизнесу, можно отложить и рассрочить уплату налогов, получить субсидии в размере 1 МРОТ на каждого работника, облегчить бремя по арендной плате (последнее касается не только малых и средних). Кроме того, очень скоро пострадавшим субъектам МСП простят налоги и взносы за 2 квартал, разрешат экстренно расторгать аренду без неустоек, также предложено рассрочить взыскание долгов с пострадавшего бизнеса (группа законопроектов об этом уже одобрена Советом Федерации).
3 июня 2020 г.
Акт камеральной проверки получен весной - срок представления возражений могут перенести
ФНС разъяснила, что налогоплательщик может направить в инспекцию ходатайство о переносе срока представления возражений в связи с «президентскими» нерабочими днями в апреле и мае. Речь идет о возражениях:
-
на акт камеральной проверки, полученный в период с 28 февраля по 27 марта включительно;
- на дополнение к акту камеральной проверки, полученное с 6 по 27 марта включительно.
В ходатайстве нужно указать конкретные причины, которые не позволили составить письменные возражения.
Также налоговая служба обратила внимание, что эти правила переноса нужно применять с учетом региональных актов о продлении ограничений.
Документы: Письмо ФНС России от 15.05.2020 N ЕА-4-15/8086
3 июня 2020 г.
ФНС России пояснила особенности представления отчетности по зарубежным счетам
Налоговая служба разъяснила порядок предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами российской территории (письмо ФНС России от 15 мая 2020 г. № ВД-4-17/8044@).
В соответствии нормами законодательства срок для представления отчетов составляет 30 дней с момента окончания отчетного периода (квартала) (п. 4 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819). Однако, как поясняет налоговая служба, в связи с установлением нерабочих дней в марте, апреле и мае в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации отчеты за I квартал 2020 года могут быть представлены в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера, то есть возвращения к обычному рабочему режиму.
ФНС России ранее разъясняла, что резиденты не будут привлекаться к в случае неисполнения нерезидентами-иностранными контрагентами сроков поставки (оплаты) товаров по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, или невозвращения нерезидентами ранее уплаченных им резидентами денежных средств в виде авансовых платежей по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных, в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции (письмо ФНС России от 31 марта 2020 г. № ВД-4-17/5498@). Такие правила могут применяться и в случаях неисполнения резидентами иных требований валютного законодательства, в частности в случае нарушения юрлицами и предпринимателями - резидентами установленных порядка или сроков представления отчетов.
В случае нарушения сроков предоставления отчетов или подтверждающих документов к нему, все представленные резидентом документы и информация, подтверждающие неисполнение обязанности по причине форс-мажорных обстоятельств, будут рассматриваться при решении вопроса наличия или отсутствии вины резидента в нарушении требований валютного законодательства.
Также налоговая служба напоминает о вступлении в силу новых правил представления отчетов (постановление Правительства РФ от 17 апреля 2020 г. № 528). Отчеты по новым правилам представляются, начиная с отчета за II квартал 2020 года. За I квартал 2020 года и предыдущие периоды отчеты, в том числе и исправленные (уточненные), можно будет представлять, как по новым, так и по старым правилам.
Кроме того, отменяется требование об обязательном нотариальном заверении представляемых копий подтверждающих документов и переводов на русский язык подтверждающих документов, составленных на иностранном языке.
2 июня 2020 г.
Мораторий на налоговые проверки бизнеса продлен до 30 июня
Правительство РФ внесло изменения в принятые меры по обеспечению устойчивого развития экономики (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409). Поправки вступают в силу со дня официального опубликования документа, т. е. с 1 июня 2020 года.
Так, в частности, до 30 июня 2020 года включительно продлеваются сроки представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, страхователями документов (информации) и пояснений по требованию, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством, при получении таких требований, в том числе и в рамках камеральных проверок деклараций по НДС (постановление Правительства РФ от 30 мая 2020 г. № 792).
Кроме того, до 1 декабря 2020 года продлевается срок представления физлицами - резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами российской территории за отчетный 2019 год.
До конца июня приостанавливается и вынесение решений о проведении и проведение уже назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также течение сроков в отношении таких проверок. Аналогичное правило распространяется и на проверки налоговых и таможенных органов соблюдения валютного законодательства. Также продлевается приостановление и на вынесение налоговыми решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.
Изменения внесены и в порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов организациям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, к заинтересованным лицам теперь относятся и те компании и ИП, которые получают доход преимущественно от деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса (сведения о них включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей). Установлены и критерии отнесения к ним. Так, в частности, организация (предприниматель) должна быть включена в соответствующий единый перечень, ее ОКВЭД на 1 марта 2020 г. соответствует коду, указанному в перечне наиболее пострадавших видов экономической деятельности. Кроме того, устанавливаются и ограничения по доходу организации (ИП) за 2019 год в зависимости от размера совокупного номерного фонда.
2 июня 2020 г.
Новый проект КоАП: малейшее «антиотмывочное» нарушение обойдется в 20-50 тысяч
На повторное общественное обсуждение вынесен проект нового КоАП. По-прежнему готовится особая ответственность для бухфирм и аудиторов. В остальном новая версия проекта несет обновленные варианты штрафов.
Сейчас для этого существует статья 15.27, которая состоит из пунктов для конкретных видов нарушений:
- внутренний контроль (отдельно – для банков), не повлекший несообщения сведений в контролирующие органы (до 100 тыс. юрлицам, до 30 тыс. – должностным), и отдельно – повлекший (до 400 тыс. юрлицам, до 15 тыс. – должностным);
- блокировки (до 500 тысяч юрлицам, до 40 тысяч – должностным);
- несообщение сведений об отказе работать с клиентом (до 500 тысяч юрлицам, до 40 тысяч – должностным);
- отсутствие ответа на запрос Росфинмониторинга насчет операций или бенефициарных владельцев клиента (до 500 тысяч юрлицам, до 50 тысяч – должностным);
- еще несколько видов нарушений, которые могут допустить организации, работающие с денежными средствами и иным имуществом клиентов.
Универсальный штраф
В новом проекте «антиотмывочной» группе нарушений будет посвящена статья 30.3. Как и в предыдущей версии проекта нового КоАП, основная новация – ответственность для любых лиц за неисполнение требований антиотмывочного законодательства вообще (за исключением ряда конкретных случаев, вынесенных в отдельные пункты, которых в новой версии стало больше). Любое другое малейшее нарушение, не предусмотренное в пунктах 2-10 новой статьи 30.3, будет грозить юрлицам и ИП штрафом в 20-50 тысяч рублей.
В отличие от предыдущей версии, в отношении должностных лиц будет возможно только предупреждение (в прежний проект были заложены также штрафы 10-20 тысяч рублей для должностных, а для ИП и юрлиц штрафы были в разы выше, чем в новой редакции – 50-100 тысяч).
Все штрафы по данной статье не будут касаться банков (им готовится свой комплект наказаний).
Особые случаи
Теперь – об упомянутых пунктах 2-10, за нарушения по которым предусматриваются отдельные штрафы:
- ошибки идентификации – предупреждение или штраф для должностных лиц 20-40 тысяч рублей; для ИП и юрлиц – 50-100 тысяч;
- непредставление сведений о контролируемых или подозрительных операциях, а равно невыявление подозрительных операций и нефиксирование сведений – для должностных лиц 20-40 тысяч рублей (без альтернативы в виде предупреждения); для ИП и юрлиц – 50-100 тысяч;
- нарушения при передаче информации – предупреждение или штраф для должностных лиц 10-40 тысяч рублей; для ИП и юрлиц – 20-50 тысяч. Причем, за это рядовые сотрудники будут отвечать так же, как и должностные лица (об этом – примечание к статье 30.3);
- нарушения в части блокировок – штраф для должностных лиц 30-40 тысяч рублей или дисквалификация до года; для ИП и юрлиц – 300-500 тысяч;
- отсутствие ответа на запрос РФМ – штраф для должностных лиц 30-50 тысяч рублей; для ИП и юрлиц – 100-500 тысяч;
- и еще несколько более «узких» случаев.
Для бух-, юрфирм и аудиторов
Адвокатам, нотариусам, бух- и юрфирмам, аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам уготовано отдельное наказание (пункт 7) за любое антиотмывочное нарушение – 50-100 тысяч рублей. Но также предусмотрен вариант с получением предупреждения. Это осталось в том же виде, что и в первоначальном проекте.
Также и отдельный штраф для организаций, работающих с денежными средствами или другим имуществом, за препятствия проверкам. С единственной разницей – повышен «потолок» для юрлиц и ИП до 300 тысяч. Но для фирм это все равно приятнее, чем нынешний штраф за то же самое, достигающий 1 млн рублей.
1 июня 2020 г.
Второе пришествие проекта нового КоАП: штрафы за несдачу бухотчетности смягчены
Теперь размер штрафа будет зависеть не только от того, подлежит ли отчетность обязательному аудиту, но и от длительности опоздания. Верхняя граница штрафа установлена в размере 700 тысяч. Новые штрафы будут действовать лишь для юрлиц, для должностных сохраняются виды санкций, существующие и сейчас.
На общественное обсуждение повторно вынесен проект нового КоАП. Не так давно Минюст пообещал, что многие штрафы (включая «дорожные»), вопреки первоначальным планам в этой версии смягчены и оставлены на действующем уровне.
Когда первая версия проекта только появилась, шла речь о существенных штрафах за несдачу аудируемой бухотчетности. Кроме того, для бухфирм и аудиторов готовились меры ответственности за любое «антиотмывочное» нарушение. В этих случаях новый КоАП расширяет состав правонарушения (а значит, и повышает шансы «заработать» штраф), или вводит новые наказания.
Статья, предусматривающая санкции за несдачу бухотчетности и аудиторского заключения о ней (в случае обязательного аудита), в новой версии проекта значится под номером 29.28. Свое обещание «смягчить» власти сдержали. Изначально планировалось, что, если отчетность подлежит обязательному аудиту, утаившее ее юрлицо рискует суммой до 1,5 млн, а опоздавшее с ее сдачей – до 500 тысяч. Если не подлежит – до 300 тысяч несдача до конца года, и до 200 тысяч – опоздание (независимо от длительности «просрочки»). Немалые штрафы грозили также и должностным лицам (от 50 до 200 тысяч).
Теперь градация штрафов зависит от срока задержки. Для аудируемой отчетности и АЗ:
- опоздание не более чем на 10 дней – 5-10 тысяч для юрлиц;
- не более чем на 30 дней – 20-30 тысяч;
- более чем на 30 дней – 300-500 тысяч;
- непредставление до 31 декабря года, следующего за отчетным годом, включительно – 500-700 тысяч.
Если отчетность не подлежит обязательному аудиту:
- задержка более чем на 30 дней – 50-70 тысяч;
- несдача или представление в неполном составе – 100-200 тысяч.
Все штрафы предусмотрены только для юрлиц, а у должностных лиц поводов бояться останется не больше, чем сейчас. И, как видим, без наказания останется опоздание с неаудируемой отчетностью до 30 дней.
В новую статью 29.27 перенесены все положения статьи 15.11 действующего КоАП о последствиях грубого нарушения требований к бухучету и бухгалтерской отчетности. Ни штрафы, ни критерии не меняются. Напомним, что это наказание касается, как раз, должностных лиц. Кстати, состав включает отсутствие АЗ, когда оно обязательно.
Смягчены антиотмывочные штрафы относительно первоначальной версии проекта, однако составы неидентичны нынешним.
1 июня 2020 г.
Взыскание налоговой задолженности будет приостановлено до 1 июля
Налоговая служба заявила о продлении приостановления применения мер взыскания задолженности до 1 июля 2020 года (письмо ФНС России от 26 мая 2020 г. № ЕД-20-8/71@). Также приостанавливается применение соответствующих обеспечительных мер, установленных налоговым законодательством. Такая мера поддержки бизнеса распространяется на всех налогоплательщиков – и юрлиц и предпринимателей, в том числе и тех, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Как поясняет ФНС России, исключение будут составлять только те случаи, когда будет установлено, что непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию, а также в отношении лиц, заявивших отказ от применения в отношении них моратория на возбуждение дел о банкротстве в соответствии (ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). При этом, применение мер взыскания и соответствующих обеспечительных мер может быть осуществлено только по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа.
Напомним, ранее приостановление взыскания налоговой задолженности было установлено до 31 мая 2020 года включительно (письмо ФНС России от 27 апреля 2020 г. № ЕД-20-8/53@).
29 мая 2020 г.
ВС РФ: если налоги уплачены через проблемный банк, переплату не вернут
Верховный суд не стал пересматривать вывод нижестоящих судов, которые отказали организации в возврате налога. Выяснилось, что средства перечислили через проблемный банк, т.е. со счета компании налог списали, а в бюджет деньги так и не поступили.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика посчитали исполненной, признать налог излишне уплаченным или уплаченным дважды нельзя. Значит, его зачет или возврат невозможен.
Суды округов не раз приходили к подобному выводу. ВС РФ также уже отказывал в пересмотре.
Документы: Определение ВС РФ от 06.05.2020 N 307-ЭС20-4940
28 мая 2020 г.
В РФ введут МСФО «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных»
Информация о проекте приказа появилась на портале общественных обсуждений.
Минфин планирует ввести в действие на территории РФ документ МСФО «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных (поправки к МСФО (IAS) 1)".
Проект приказа вынесен на антикоррупционную экспертизу, которая продлится до 2 июня.
27 мая 2020 г.
Возможность не учитывать имущественные права на РИД для целей налогообложения прибыли хотят сделать бессрочной
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части определения налоговой базы по налогу на прибыль. Предполагается, что изменения вступят в силу со дня официального опубликования соответствующего закона.
Налоговым законодательством установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (подп. 3.6 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса).
Такая налоговая преференция установлена Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 166-ФЗ и применяется в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно в ходе проведенной налогоплательщиком в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав.
Законопроектом же предлагается сделать такую льготу бессрочной. Как указывается в пояснительной записке к проекту, она является важным стимулирующим инструментом по увеличению стоимости активов компаний и вовлечению в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности. Действие льготы направлено на инновационное развитие, улучшение финансовых показателей, повышение доступности кредитных ресурсов, что особенного важно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Но из-за короткого срока применения, воспользоваться ею смог только 1% российских организаций. Как считают эксперты, снятие ограничений по срокам применения льготы позволит банкам охотнее выдавать кредиты под залог имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
26 мая 2020 г.
На сайте ФНС России будет публиковаться информация о залоге и аресте имущества для уплаты налогов
Налоговая служба утвердила состав и порядок размещения на своем официальном сайте сведений о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, в виде залога (ст. 73 Налогового кодекса) и ареста имущества (ст. 77 НК РФ), и о решениях о принятии обеспечительных мер, в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ), а также об отмене либо о прекращении действия таких решений (приказ ФНС России от 2 марта 2020 г. № ЕД-7-8/136@). Обязанность публиковать такую информацию предусмотрена п. 4 ст. 72 НК РФ. Также на сайте налоговой службы должны размещаться данные такого имущества.
Согласно приказу, публикуется следующая информация:
- ИНН налогоплательщика;
- наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
- принятые обеспечительные меры и статья НК РФ, в соответствии с которой они приняты;
- дата решения о принятии обеспечительных мер;
- дата решения об отмене обеспечительных мер с указанием основания для отмены;
- дата прекращения действия обеспечительных мер с указанием основания для прекращения;
- сведения об имуществе, в отношении которого приняты обеспечительные меры, и его индивидуальные признаки (описание, в том числе цифровое, буквенное обозначения или их комбинация).
Публикуются вышеуказанные сведения в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение. Обновление информации производится ежедневно в автоматическом режиме.
26 мая 2020 г.
Налоговая служба разъяснила особенности применения ККТ при перечислении денег должником
Законодательством о применении кассовой техники установлено, что ККТ применяется в обязательном порядке организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты или авансов, зачет и возврат предварительной оплаты или авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Исходя из этого, как поясняет налоговая служба, организация должна использовать кассовую технику и в случае добровольного или принудительного перечисления денег в ее пользу за товары (работы, услуги) ранее предоставленные должнику (письмо ФНС России от 24 апреля 2020 г. № АБ-4-20/6934@).
Вместе с тем, если денежные средства, перечисляемые должником в пользу организации, являются компенсацией (возмещением понесенных убытков), то применять кассовую технику нет необходимости.
Налоговая служба также напоминает, что предприниматели, не использующие наемную силу и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы, оказывающие услуги вправе не применять ККТ при расчетах до 1 июля 2021 года.
25 мая 2020 г.
Декларацию по налогу на прибыль за 2019 год нужно подать до 29 июня
На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 продлен на 3 месяца установленный Налоговым кодексом РФ срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами деклараций (за исключением деклараций по НДС), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 года (Письмо Минфина России от 28 апреля 2020 г. № 03-03-07/34673).
Минфин разъяснил, что на этом основании налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по итогам 2019 года представляются налогоплательщиками не позднее 28 июня 2020 года.
Отметим, что поскольку 28 июня в этом году выпадает на воскресенье, срок представления деклараций - 29 июня 2020 года.
22 мая 2020 г.
Истекающие до августа электронные подписи бесплатно продлят на три месяца
Большой антикризисный законопроект принят в третьем чтении.
Сегодня Госдума провела в третьем чтении законопроект № 953580-7 с очередным пакетом мер поддержки. Он был заметно переписан ко второму чтению по сравнению с первоначальной версией, в том числе, в проект добавлены нормы о повышении минимальных «детских» до полутора лет, изменения в аудите, а также – новые ограничения и возможности для арендаторов. Изменения также касаются малого, среднего бизнеса и самозанятых (последних добавили ко второму чтению).
Осветим некоторые аспекты этого весьма многогранного документа.
Электронные подписи «проживут» дольше
Ко второму чтению добавилась перспектива продления истекающих электронных подписей. Если срок действия ключа электронной подписи и сертификатов истекает до 1 августа 2020 года, то удостоверяющий центр должен будет создать квалифицированный сертификат, имеющий аналогичное содержание, действующий три месяца, с использованием ключа проверки электронной подписи, указанного в прекратившем действие сертификате.
Об этом уведомят владельцев квалифицированных сертификатов. При этом удостоверяющие центры должны хранить информацию о прекративших действие сертификатах до даты окончания действия вновь созданных. Срок действия ключей электронной подписи соответственно продлевается до окончания срока действия вновь созданных сертификатов.
Все это – бесплатно. ЭП должна быть действующей на момент вступления закона в силу (то есть те, что истекли до этого момента, не продлеваются).
Таможенные сроки
Законопроект с самого начала содержал статью с поправками в закон о таможенном регулировании насчет исчисления сроков. Проект, как уже говорилось, сильно переделан, и эта статья исчезла из «топовой» части документа, но не упразднена совсем. Была первой, стала – 20-й.
«Таможенные» сроки будут практически аналогичны налоговым (в том числе в части переносов, включая президентские нерабочие дни, которые были введены в налоговое законодательство с 1 апреля), основная разница лишь в том, что если срок исчисляется днями, под ними у таможенников будут пониматься календарные дни (в НК – рабочие дни).
22 мая 2020 г.
В НК РФ закрепят новые меры поддержки бизнеса
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части закрепления в нем налоговых мер поддержки бизнеса, пострадавшего от распространения новой коронавирусной инфекции. Предполагается, что изменения вступят в силу со дня подписания соответствующего федерального закона и будут применяться к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Прежде всего, законопроектом предлагается снизить налоговые издержки организациям и предпринимателям, безвозмездно передавших имущество, которое было использовано для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции.
Таким налогоплательщикам планируется предоставить право признавать в расходах затраты на приобретение такого имущества, безвозмездно переданного медорганизациям, органам государственной власти или органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Что касается НДС, ранее принятого к вычету по таким операциям, то его восстанавливать не потребуется.
Также налогоплательщики смогут учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством или реализацией, пожертвованное имущество, переданное организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.
Те же налогоплательщики, которые оказывают социальные услуги гражданам, будут освобождены от НДФЛ в части доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
Кроме того, в составе налогооблагаемых доходов не будет учитываться списание задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов.
Для субъектов МСП предлагается установить освобождение от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во II квартале 2020 года. Распространяться такая льгота будет на тех, кто осуществляет деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.
Работающим в этих отраслях предпринимателям, не являющимися работодателями, предусматривается установление страховых взносов на ОПС в фиксированном размере за расчетный период 2020 года в размере 20 318 руб.
20 мая 2020 г.
Срок представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам может быть продлен до 1 декабря 2020 года
Законодательством о валютном регулировании установлено, что физлица – резиденты РФ должны представлять отчеты о движении средств по своим счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Исключение сделано только для тех резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил более 183 дней. Направляются такие отчеты в налоговый орган по месту своего учета ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1365).
Однако, в связи с тем, что в 2020 году из-за распространения новой коронавирусной инфекции в мире многие физлица имеют существенные трудности представления отчетов в установленные сроки. Меры, принимаемые правительствами иностранных государств по борьбе с распространением инфекции, затрудняют, а в некоторых случаях и вовсе делают невозможным получение информации по счету или вкладу от зарубежного банка.
Также и России были у физлиц возникали трудности в связи с установлением нерабочих дней в апреле и мае 2020 года (указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206, указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, указ Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294).
В связи с этим, Минфин России подготовил изменения в сроки представления резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) в зарубежных банках, продлив возможность представления отчета за 2019 год до 1 декабря 2020 года.
19 мая 2020 г.
Внесены изменения в правила предоставления отсрочки по уплате налогов
Правительство РФ скорректировало правила предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 699). Документ вступил в силу со дня его официального опубликования – с 18 мая 2020 года.
Так, расширен круг заинтересованных лиц, которые могут воспользоваться правом на получение отсрочки или рассрочки по уплате фискальных платежей. Теперь, помимо предпринимателей, организаций, в том числе и стратегических, системообразующих и градообразующих организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях экономики, к заинтересованным лицам также относятся и юрлица и ИП, предоставившие отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с установленными требованиями (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 439).
К таким организациям относятся те налогоплательщики, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
- код основного вида деятельности по данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года соответствует коду 68.2 «Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом»;
- налогоплательщику принадлежит на праве собственности торговый объект недвижимого имущества. Под таким объектом недвижимости понимается тот, который расположен на земельном участке с разрешенным видом и налоговая база в отношении него определяется как кадастровая стоимость. Последнее условие применяется если на территории субъекта РФ применяется соответствующий порядок определения налоговой базы.
Налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным критериям и предоставившие отсрочку по арендной плате, должны быть включены в перечень, который направляется в налоговый орган по субъекту РФ в электронной форме уполномоченным органом исполнительной власти региона, в части торговых объектов недвижимого имущества, расположенных на его территории.
При этом уполномоченный орган может установить дополнительные критерии применительно к налогоплательщикам и торговым объектам недвижимого имущества, в том числе необходимость подтверждения выполнения требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества, перечень кодов основных видов деятельности налогоплательщиков, которым могут принадлежать торговые объекты недвижимости, а также ограничения по площади торговых объектов недвижимого имущества.
В отношении этих организаций не будет применяться условие предоставления рассрочки, в котором говорится о снижении доходов более, чем в два раза или наличии убытков и снижении доходов более чем на 30%.
Вышеуказанные лица могут получить отсрочку или рассрочку в отношении налога на имущество организаций, земельного налога, и авансовых платежей по этим налогам, а также налога на имущество физлиц, срок уплаты которых наступил в период с 1 января до 31 декабря 2020 года включительно (п. 3 ст. 4 Налогового кодекса).
19 мая 2020 г.
Минфин разрешил использовать в бухучете скан-образы «первички»
Организация, по мнению ведомства, в исключительных случаях может использовать скан-образы первичных документов для регистрации и хранения данных в регистрах бухучета. При этом руководитель должен обеспечить соблюдение требований к первичным учетным документам.
Минфин не уточняет, что это за исключительные случаи. Однако в целом эти и другие разъяснения даны в связи с коронавирусом. Поэтому полагаем, речь идет о ситуациях, когда по каким-либо причинам нет оригиналов документов, например, когда сложно и небезопасно передавать документы на бумаге.
Ранее Минфин разъяснял: для учета расходов можно использовать документы на бумажном носителе или в электронном виде, но подписанные квалифицированной электронной подписью.
Документы: Письмо Минфина России от 22.04.2020 N 03-01-10/32570
Письмо Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068
Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-03-07/38785
18 мая 2020 г.
Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.