Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Кейс
В кейсе мы расскажем, как комплексная диагностика бизнеса помогла выявить проблемы, влияющие на мотивацию персонала и, как следствие, на эффективность реализации проектов, и как предложенные специалистами Группы решения многократно повысили производительность.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально

В нестабильных экономических условиях важно знать сильные и слабые стороны своей компании и уметь их грамотно использовать. Управленческие консультанты Группы рекомендуют провести комплексную бизнес-диагностику и разработать четкий план действий по поддержанию стабильной и эффективной работы Вашего бизнеса, а также создать основу для дальнейшего развития Вашей компании.

Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Новости законодательства
Мониторинг изменений в законодательстве от 01…

Мониторинг изменений в законодательстве от 01.04.2020

01 Апреля 2020

Изменился порядок подтверждения розничными экспортерами нулевой ставки НДС

С 1 апреля вступают в силу новые правила подтверждения розничными экспортерами нулевой ставки НДС (подп. 7 п. 1 ст. 165, п. 15 ст. 165 Налогового кодекса, Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ). Измененный порядок будет применяться организациями, отправляющими товар на экспорт международной почтой или экспресс-грузом.

Так, при вывозе товаров международной почтой теперь налогоплательщику достаточно будет лишь представить сведения из деклараций на товары или из таможенных деклараций CN 23 в виде электронного реестра. Аналогичное правило будет действовать и при отправке товаров экспресс-грузом.

При этом, как указывает налоговая служба в своем письме, в настоящее время реестры деклараций на товары для экспресс-грузов и деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23 находятся в разработке. Поэтому для подтверждения нулевой ставки по НДС налогоплательщикам следует использовать формы, приложенные к письму ФНС России от 24 марта 2020 № ЕА-4-15/5039@.

Налоговая служба отмечает, что при переходе на электронное таможенное декларирование товаров налогоплательщики смогут полностью автоматизировать процесс формирования налоговой отчетности по экспортным операциям. Такой порядок будет особенно необходим при дистанционной торговле, ведь ее особенностью является большой объем отгрузок при достаточно низкой стоимости товаров.

1 апреля 2020 г.

 

В Правительстве РФ обсудили принимаемые меры поддержки экономики

Вчера в Правительстве РФ состоялось совещание о мерах поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Михаил Мишустин, Председатель Правительства РФ, кратко озвучил налоговые послабления, принимаемые по инициативе Президента РФ (обращение Президента России от 25 марта 2020 г. «Обращение к гражданам России»). В них, в частности, вошли полугодовая отсрочка по всем налогам, кроме НДС, для малого и среднего бизнеса, а для микропредприятий помимо этого предусмотрена отсрочка по страховым взносам в социальные фонды. На этот же срок вводится и мораторий на банкротство и взыскание штрафов.

Помимо вышеуказанных мер Антон Силуанов, министр финансов РФ, отметил также следующие меры поддержки предпринимательства - снижение ставки страховых взносов с 30% до 15%, предоставление льготных кредитных ресурсов и госгарантий, которые позволят предприятиям получить заем с дополнительным обеспечением.

Также планируется расширение мер поддержки субъектов РФ. Для них будет предусмотрена отсрочку по расчетам с федеральным бюджетом по выплате бюджетных кредитов.
Как отметил Антон Силуанов, на борьбу с распространением коронавирусной инфекции выделяются значительные средства - 1,2% ВВП. В помимо вышеуказанных сфер они направляются на создание соответствующей инфраструктуры в области здравоохранения - строительство новых инфекционных центров, закупку специальных автомобилей скорой и медицинского оборудования, которое необходимо для лечения соответствующих больных. Помимо этого, из бюджета выделены средства для стимулирующих выплат врачам и медперсоналу, которые работают непосредственно с больными людьми. Также значительные средства направляются на запуск производства отечественного медоборудования.

Другое направление связано с соцзащитой граждан. Так, для семей с детьми до трёх лет, которые имеют право на получение маткапитала, предусматривается ежемесячная выплата в размере 5 тыс. руб. Кроме того, будут увеличен размер пособия по безработице в размере МРОТ.

Подробнее о мерах, действующих в налоговой сфере, рассказал руководитель ФНС России Даниил Егоров. Так, в настоящее время приостановлены все проверки - выездные, а также проверки ККТ и валютного законодательства. Приостановлено взыскание для малого и среднего бизнеса, а также для организаций отдельных отраслей, наиболее пострадавших от распространения инфекции. Как отметил Даниил Егоров, вышеуказанные меры включаются автоматически, т. е. налоговая служба самостоятельно определяет соответствующие компании.

Помимо этого, налоговая служба уже с 16 марта не подает заявлений о банкротстве.
В дополнение руководитель налоговой службы отметил, что сейчас в регионах и межрегиональных инспекциях открыты ситуационные центры. Если у налогоплательщиков есть какие-то вопросы либо серьезные признаки дестабилизации, то они могут обратиться туда и им будут предложены необходимые меры поддержки.

1 апреля 2020 г.

 

Даны рекомендации по проведению аудита бухотчетности в сложившейся сложной эпидемиологической ситуации

На сайте Минфина России опубликованы рекомендации аудиторам по проведению проверки отчетности в сложившейся сложной эпидемиологической ситуации (информационное сообщение от 30марта 2020 г. № ИС-аудит-32). Как отмечается в письме, в настоящее время в связи с предпринимаемыми мерами по предупреждению распространения коронавирусной инфекции значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Такое обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и проведения аудита бухотчетности – при приеме новых аудиторских заданий, планировании аудита, выполнении аудиторских процедур, взаимодействии с лицами, отвечающими за корпоративное управление у аудируемого лица, а также с предшествующим аудитором.

Кроме того, при осуществлении проверки аудиторы должны учитывать и следующие факторы:

  • принадлежность аудируемого лица к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции (их перечень был утвержден Правительством РФ);
  • ограничение на передвижение сотрудников и работу в офисах;
  • необходимость пересмотра оценки рисков, связанных с деятельностью аудируемого лица и его бухотчетностью, а также пересмотра принятых ответных действий на выявленные риски;
  • существенное влияние текущей ситуации на соблюдение аудируемым лицом принципа непрерывности деятельности;
  • чрезвычайно высокий уровень неопределенности в развитии экономической ситуации, в частности, в ближайшие 12 месяцев;
  • невозможность очного общения с комитетами по аудиту советов директоров и иными лицами, ответственными за корпоративное управление у аудируемого лица;
  • сложность осуществления надлежащего внутреннего контроля качества работы, связанная также с дистанционным общением членов аудиторской группы между собой, с руководством и иными сотрудниками аудиторской организации, с работой членов аудиторской группы в удаленном режиме, с обеспечением виртуального доступа к аудиторским файлам;
  • сложность доступа к рабочим документам предшествующего аудитора.

Не смотря на вышеуказаные факторы, значительно осложняющие работу аудиторов, последние по-прежнему должны соблюдать все утвержденные Международные стандарты аудита. При этом, как поясняет Минфин России, в исключительных обстоятельствах аудитор может счесть необходимым отступить от выполнения того или иного значимого требования конкретного стандарта. В этом случае нужно будет выполнить альтернативные аудиторские процедуры. Если аудитор не может достичь той или иной цели, предусмотренной в соответствующем стандарте, то он должен оценить, не является ли это препятствием для достижения им основных целей аудитора. В противном случае ему следует модифицировать аудиторское мнение или отказаться от дальнейшего выполнения аудита.

31 марта 2020 г.

 

Работодателей, не платящих зарплату, увольняющих работников, проверят налоговики

Если о проблеме работник сообщил в налоговую, она не только натравит трудинспекцию. Пока что ФНС грозит лишь контрольно-аналитическими мероприятиями, но таковые увеличат риски попасть под выездную проверку в будущем.

ФНС поручила усилить контроль за обращениями граждан о конфликтных ситуациях, возникающих с работодателями в связи с антивирусными мерами. Особенно – о фактах невыплаты (задержки) зарплаты или увольнения работников.

Во-первых, такие обращения должны незамедлительно направляться в трудинспекцию. Во-вторых, работодатели, фигурирующие в таких обращениях, будут подвергаться контрольно-аналитическим мероприятиям в рамках компетенции налоговых органов (письмо от 24 марта 2020 г. № СД-4-2/4988@).

31 марта 2020 г.

 

Утверждены новые ставки таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров

Правительством РФ утверждены новые ставки, а также база для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (постановление Правительства РФ от 26 марта 2020 г. № 3420). Более ранние документы, устанавливающие ставки, утрачивают силу.

Документом устанавливается размер ставок таможенных сборов в зависимости от стоимости товаров. Так, например, за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. руб. включительно устанавливается таможенный сбор по ставке 755 руб. Для товаров, стоимость которых составляет от 200 тыс. руб. и до 450 тыс. руб. включительно ставка сбора составит 1 550 руб. Если стоимость товаров превышает 450 тыс. руб., но не превышает 1,2 млн руб., то к ним будет применяться ставка сбора в размере 3 100 руб. Для более дорогих товаров, например, стоимость которых составляет от 8 млн руб. до 9 млн руб. установлена ставка в 25 тыс. руб. А за таможенные операции с товарами общая таможенная стоимость которых превышает 10 млн руб. установлена максимальная таможенная ставка в 30 тыс. руб.

Помимо вышеуказанных ставок, документом устанавливается и порядок обложения операций с ввозимыми товарами, если их таможенная стоимость не определяется и не заявляется. Так, таможенные сборы уплачиваются по ставке 6 тыс. руб., если количество товаров, указанных в декларации, не превышает 50 штук. Для товаров, количество которых составляет от 50 штук до 100 штук, ставка установлена в размере 12 тыс. руб. Если заявлено более 100 штук товаров, то за таможенные операции устанавливается ставка таможенных пошлин в размере 20 тыс. руб.

Также определяется порядок обложения таможенным сбором операций с товаром, если в декларациях указан облагаемый и необлагаемый товар. Кроме того, уточняется порядок подачи временной таможенной декларации в отношении некоторых товаров.

31 марта 2020 г.

 

ФНС России подготовила проект мер по обеспечению устойчивого развития экономики

Налоговая служба начала разработку проекта мер по обеспечению устойчивого развития экономики. Документ предусматривает различные мероприятия, направленные на поддержку бизнеса, в том числе и озвученные Президентом РФ в его обращении к гражданам России от 25 марта 2020 г.

Так, предлагается ввести следующие меры.

Продлить на шесть месяцев установленный налоговым законодательством срок уплаты налога на прибыль, УСН, ЕСХН за 2019 год. Распространяться такая мера поддержки будет на организации и предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших, в том числе в результате распространения коронавирусной инфекции. Их перечень будет определяться Правительством РФ.

Для тех же налогоплательщиков будет продлен на шесть месяцев установленный налоговым законодательством срок уплаты налогов или авансовых платежей по ним (кроме НДС) за отчетные периоды, приходящиеся на I квартал 2020 года (на четыре месяца – за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года.

Что касается сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, то за I квартал 2020 года срок установлен до 30 октября 2020 года, за II квартал 2020 года – до 30 декабря 2020 года. Но такие нормы будут распространяться на те субъекты, законами которых предусмотрена уплата авансовых платежей по соответствующим налогам.

При этом если законодательством установлено, что налог или авансовый платеж уплачивается не позднее срока подачи декларации, то срок представления (подачи) налоговой декларации или расчета определяется без учета указанного выше продления.

Для средних, малых и микропредприятий наиболее пострадавших отраслей на шесть месяцев будет продлен и срок уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за период с марта по май 2020 года. Для них же продлится на четыре месяца и срок уплаты взносов, исчисленных с выплат за июнь и июль 2020 года, и взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 тыс. руб.

Что касается предоставления деклараций, расчетов и бухотчетности, то и в этом случае будут установлены льготные условия. Так, на три месяца будет продлен установленный законодательством срок подачи вышеуказанной документации, если он приходится на период март-май 2020 года.

Если налогоплательщик получил требование о представлении документов (информации, пояснений) в период с 1 марта до 1 июня 2020 года, то срок их направления будет продлен на 20 рабочих дней.

Что касается требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также вынесении соответствующих решений о взыскании, то сроки по их направлению и вынесению будут увеличены на шесть месяцев.

На три месяца продлевается и срок представления организациями финансового рынка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, финансовой информации за 2019 отчетный год и предыдущие отчетные годы в установленной части.

Для тех же организаций, которые собираются переходить на налоговый мониторинг, будет продлен на три месяца срок подачи соответствующего заявления.

До 1 июня 2020 года приостановится вынесение решений о проведении выездных проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами. По уже открытым проверкам будет приостановлено течение установленных законодательством сроков.
Также до начала лета будут остановлены сроки, предусмотренные при оформлении результатов налоговых проверок (ст. 100 Налогового кодекса), вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ) и ведении производства по делу о налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ).

Аналогичное правило будет касаться и инициирования и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства. Исключение составят только те случаи, когда по проводимым проверкам были выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В таких случаях проведение проверок и осуществление административного производства может продолжаться только в части таких нарушений.

Будет приостановлено до 1 июня 2020 года вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

Не будут применяться и налоговые санкции за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, если такое правонарушение было совершено за период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. Также не будет осуществляться и производство по таким делам.

Помимо этого, планируется утвердить правила предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, устанавливающие дополнительные основания, изменение порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки. Так, согласно им, уплате налогов и взносов могут рассчитывать организациям и предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность в отраслях российской экономики, наиболее пострадавшей в результате распространения коронавирусной инфекции.

Для таких налогоплательщиков в течение трех месяцев, начиная с 1 марта не будут начисляться пени на сумму недоимки по налогам и страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году.

30 марта 2020 г.

 

Бухотчетность ООО: надо ли заверять у нотариуса ее утверждение до сдачи в налоговую?

ВС указал, что решения единственного участника заверяются так же, как и решения общего собрания. В этой связи у бухгалтеров возникают вопросы о «заверении отчетности».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК решение общего собрания участников ООО подлежит нотариальному удостоверению. Но возможно и альтернативное заверение, если информация о нем внесена в устав, или – решение о нем единогласно принято общим собранием. ГК в качестве такой альтернативы допускает подписание протокола всеми участниками или частью участников; подтверждение принятия решения с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону.

В конце прошлого года президиум ВС утвердил обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (от 25.12.2019). Пункт 3 обзора гласит: указанное требование о заверении решения общего собрания ООО распространяется и на решение единственного участника. Причина в том, что подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК направлен на то, чтобы исключить фальсификацию решения, принимаемого органом управления ООО. Решение единственного участника также подвержено риску фальсификации.

Кроме того, пункт 2 обзора требует нотариального удостоверения решения общего собрания участников ООО, в соответствии с которым в отношении решений будет применяться альтернативный способ подтверждения.

Рассматривая кассационную жалобу по одному из споров о недействительности решений общего собрания одной фирмы (один из участников которой утверждал, что его подпись подделана), ВС заодно отметил, что упомянутые новые подходы, озвученные в обзоре, применяются только к решениям, принятым после 25 декабря 2019 года (определение 306-ЭС19-25147 по делу № А72-7041/2018). В том числе, такой срок действия предписан и для заверения решения единственного участника.

Утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО относится к компетенции общего собрания (статья 33 закона об ООО). Вместе с тем, не найдено норм, которые обязывали бы все ООО это делать «в автоматическом режиме». Как правило, на годовом собрании утверждение отчетности – один из вопросов повестки. Однако в состав отчетности не входит протокол о ее утверждении. Сами по себе решения собраний нужно заверять, только когда их официально куда-то представляют, то есть для третьих лиц.

Закон о бухучете никак не связывает бухотчетность как таковую с ее утверждением на собрании. В большинстве случаев подписанная отчетность приобретает силу документа после подписи директором независимо от собрания. Насчет утверждения отчетности закон о бухучете содержит отсылку на другие законы – это действие обязательно лишь там, где этого требует какой-либо федзакон или учдоки (пункт 9 статьи 13).

Итак, чтобы возникла необходимость похода к нотариусу, надо, чтобы совпали два условия: бухотчетность в силу закона или устава требуется утвердить общим собранием, и решение о таком утверждении надо представить третьим лицам. Тогда решение надо заверить. Или – у нотариуса, или альтернативным (принятым в ООО) способом. Этот способ или вносится в устав, или фиксируется единогласным решением.

Что касается представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС – из подзаконных актов службы не следует, что сдаваемая отчетность должна быть утверждена. Следовательно, даже если надо заверить решение о ее утверждении, то необязательно это должно предшествовать сдаче отчетности.

Порядок сдачи бухгалтерской отчетности в «одно окно» в ФНС утвержден в конце прошлого года. Среди причин, по которым могут не принять отчетность, не указано отсутствие сведений о ее утверждении. Один из поводов для отказа в приеме – несоответствие формату, однако в выпущенном ФНС формате также не найдено намеков на обязательное утверждение отчетности. Более того: если налоговики направили организации уведомление об уточнении отчетности, реагировать необязательно – в информресурс отчетность попадет в том виде, в котором ее приняли, а ошибки, выявленные по контрольным соотношениям, не препятствуют приему отчетности.

30 марта 2020 г.

 

Срок сдачи бухотчетности за 2019 год перенесен на 6 апреля

Минфин России и ФНС России сообщают, что Указом Президента РФ с 30 марта по 3 апреля 2020 года в России установлены нерабочие дни. Согласно п. 47 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день.

В связи с тем, что последний день срока представления обязательного экземпляра отчетности в налоговый орган в 2020 году совпадает с нерабочим днем, установленным Указом № 206, днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, то есть 6 апреля 2020 года (письмо Минфина России и ФНС России от 27 марта 2020 г. N 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@, письмо Федеральной налоговой службы от 10 марта 2020 г. N ВД-4-1/4134@).

Кроме того, в дополнение к ранее направленному письму от 31 июля 2019 г. № БА-4-1/15052@ (об этом писали ранее) ФНС России сообщает, что контрольные соотношения для бухгалтерской отчетности доработаны с учетом возможности округления показателей БФО, связанной с переводом показателей из рублей в тысячи рублей, в диапазоне +/- 4. Также сообщается, что контрольные соотношения по КНД 0710099 № 12 и 13, проверяющие правильность заполнения строк 2400 «Чистая прибыль (убыток)" и 2500 «Совокупный финансовый результат периода» отчета о финансовых результатах (ОКУД 0710002) не применяются по отчетности за 2019 год.

30 марта 2020 г.


Прием в налоговых инспекциях приостановлен на неделю

На официальном сайте ФНС России опубликована информация о прекращении приема и обслуживания граждан в территориальных отделениях налоговых инспекций с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Такое решение было принято для предупреждения распространения коронавирусной инфекции в связи с указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». Также сообщается, что если на вышеуказанные даты уже была запись на прием в инспекцию, то придется записаться еще раз и выбрать другие даты для посещения налоговой.

Вместе с тем налоговая служба напоминает, что практически любой вопрос можно решить на сайте налоговой службы – там доступно более 50 онлайн-сервисов. Например, для уплаты налога физлицам, юрлицам и предпринимателям можно воспользоваться своим личным кабинетом. Также в нем можно провести сверку с бюджетом и уточнить невыясненные платежи. Кроме того, граждане могут проверить информацию по своему имуществу, отправить декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы для получения налогового вычета.

Для тех же, кто не является пользователем личного кабинета, на сайте есть сервис позволяющий уплатить налоги, страховые взносы и пошлины. Там достаточно лишь указать реквизиты банковской карты.

Помимо уплаты налогов, на сайте налоговой службы можно узнать свой ИНН. Те же, кто не стоит на налоговом учете могут подать заявление на постановку на учет или отправить документы на регистрацию компании. Для проверки своих данных предусмотрена возможность получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП/ЕГРН. Также на сайте налоговые резиденты России могут подтвердить свой статус.

Кроме того, на сайте размещено и много справочной информации. Например, можно уточнить информацию о ставках и льготах по имущественным налогам, действующим в том или ином регионе, ознакомиться с письмами ФНС России, а также нормативными и методическими материалами и решениями по жалобам.

30 марта 2020 г.

 

Отозвать свои персональные данные из налоговой фактически невозможно

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить их обработку без согласия субъекта при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности если она необходима (письмо Федеральной налоговой службы от 23 марта 2020 г. № БС-3-6/2293@):

  • для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
  • для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг;

Обработка сведений о субъектах персональных данных осуществляется налоговыми органами для достижения целей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и выполнения возложенных на налоговые органы функций, полномочий и обязанностей. Соответственно, налоговые органы вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.

Учитывая, что уничтожение персональных данных повлечет невозможность выполнения ФНС России своих функций, полномочий и обязанностей, то требование об уничтожении персональных данных не может быть удовлетворено.

26 марта 2020 г.

 

Утвержден федеральный стандарт бухучета «Запасы»

Минфин России утвердил новый федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы». Согласно приказу, применяться он будет начиная отчетности за 2021 год, но организации могут принят решение и о более раннем его использовании (приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 180н). Вместе с тем, с января 2021 года утратит силу ПБУ 5/01 " Учет материально-производственных запасов» и соответствующие инструкции и методические рекомендации к нему. Федеральный стандарт не будет применяться бюджетниками.

Стандарт устанавливает требования к формированию в бухчете информации о запасах организаций. К ним, в частности относятся сырье, материалы, топливо, запчасти, комплектующие, инструменты, спецодежда, готовая продукция, недвижимость для продажи и объекты интеллектуальной собственности. При этом указывается, что положения стандарта не распространяются на финансовые активы, материальные ценности других лиц, находящиеся у организации в связи с оказанием ею услуг по хранению, транспортировке, сервисному обслуживанию и прочее, а также материальные ценности, полученные НКО для безвозмездной передачи гражданам или юрлицам.

В документе раскрывается порядок оценки при признании незавершенного производства и готовой продукции, а также других запасов. Разъясняются и особенности оценки уже после признания. Так запасы коммерческой организации, а также запасы некоммерческой организации, используемые ею в приносящей доход деятельности, оцениваются на отчетную дату по наименьшей величине: либо по фактической себестоимости, либо по чистой стоимости продажи запасов.

Еще один раздел посвящен отпуску и списанию запасов. Так при отпуске запасов в производство или отгрузке готовой продукции, а списании запасов, также списании запасов, их себестоимость рассчитывается по себестоимости каждой единицы, или по средней себестоимости, или по способу ФИФО.

Также есть раздел, касающийся особенностей раскрытия информации в отчетности.

26 марта 2020 г.

 

Малому и среднему бизнесу предоставят отсрочку по всем налогам, а также кредитные каникулы на полгода

В своем обращении Президент РФ озвучил ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса в сложившейся непростой социально-экономической ситуации.

В связи с тем, что ряд компаний в отдельных отраслях сталкивается сейчас с объективными трудностями из-за сокращения заказов, а как следствие и снижением объема выручки, то для них становится проблематичным продолжать устойчивую работу и сохранять стабильность в выполнении своих обязательств перед сотрудниками.

Наиболее уязвимы в настоящее время компании малого, среднего бизнеса и микропредприятия. Именно для них Президент предложил предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, сроком на полгода. Для микропредприятий, помимо этого, будет также предусмотрена отсрочка по страховым взносам в ФСС.

Вместе с этим, для поддержки доходов работников малого и среднего бизнеса предлагается снизить размер страховых взносов в два раза – с 30% до 15%. Пониженная ставка будет распространяться только на ту часть зарплаты, которая превышает МРОТ. Если выплачиваемая зарплата равняется минимальному размеру, или по каким-то причинам ниже МРОТ, то такая льгота применяться не будет. Президент РФ подчеркнул, что в отличие от ранее указанных мер, пониженная ставка будет введена не на несколько месяцев, а на перспективу. Таким образом будет создан долгосрочный стимул для работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам.

Вместе с налоговыми послаблениями, для вышеуказанных организаций предлагается ввести полугодовые кредитные каникулы. Также Правительству РФ и Банку России поручено разработать и другие меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование.

Еще одна мера поддержки малого бизнеса – мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов. Он будет установлен также на шесть месяцев.

Президент РФ обратил особое внимание, что указанные меры будут распространяться не на все организации, а только те, которые работают в секторах, наиболее затронутых настоящей ситуацией, в частности в сфере услуг. Конкретный перечень отраслей будет составлен Правительством РФ, а в случае необходимость он будет расширен.

26 марта 2020 г.

 

Особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности и другие бухгалтерские поправки

С 14 марта 2020 года Правительство Российской Федерации разрешило отдельным компаниям не включать в раскрываемую консолидированную финотчетность ряд сведений (информационное сообщение Минфина России от 16 марта 2020 г. № ИС-учет-24) (см. новость от 12 марта 2020 г.).

Минфин России отмечает, что Постановление определяет особенности исключительно раскрытия консолидированной финансовой отчетности (КФО), но не составления ее, а также разъяснил:

  • для каких организаций установлены особенности раскрытия КФО;
  • какие сведения не включаются в раскрываемую КФО.

Кроме того, Минфин России пояснил, как изменился порядок формирования учетной политики дочерних обществ и в чем состоят поправки, внесенные в ПБУ 22/2010 »Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (см. новости от 11 марта 2020 г.).

25 марта 2020 г.

 

Банк России разрабатывает новые правила расчета размера операционного риска

На официальном сайте Банка России размещен проект положения, устанавливающего новый порядок расчета величины операционного риска для включения в нормативы достаточности капитала кредитной организации.

Так, согласно документу, кредитная организация будет определять величину операционного риска с использованием величины компонента расчета его размера, который, в свою очередь зависит от величины бизнес-индикатора, и коэффициента внутренних потерь. Последний позволит кредитным организациям рассчитывать величину капитала, необходимого для покрытия риска исходя из реального уровня прямых потерь от реализации событий.

Коэффициент внутренних потерь может быть либо рассчитан кредитной организацией по указанной в порядке формуле, либо принят в фиксированном размере. В этом случае он определяется на расчетную дату с учетом коэффициента неучтенных прямых потерь от реализации событий операционного риска в расчете величины операционного риска. Применять фиксированный коэффициент могут применять только банки с активами более 500 млрд руб., небанковские кредитные организации и кредитные организация, в отношении которых применяются меры по предупреждению банкротства или по урегулированию обязательств кредитной организации, а также меры по назначению временной администрации.

Согласно проекту положения кредитная организация должна будет рассчитывать величину операционного риска ежегодно на основании отчетности по форме 0409102, которая формируется по состоянию на первое января расчетного года, не позднее 14 рабочих дней с даты начала расчетного года. При этом, если организация отражает в бухучете события после отчетной даты, влияющие на расчет показатели бизнес-индикатора и потерь, то она должна пересчитать эти показатели и величину операционного риска на расчетную дату первое июля с учетом внесенных корректировок в отчетность по форме 0409102 на первое января расчетного года, не позднее 14 рабочих дней.

24 марта 2020 г.


До 1 мая не будут назначаться выездные налоговые и плановые таможенные проверки

Правительство РФ опубликовало на своем официальном сайте еще одно поручение, касающееся мер поддержки бизнеса. Так, Председатель Правительства РФ в поручении от 18 марта 2020 года указывает на необходимость приостановления до 1 мая 2020 года назначения следующих проверок:

  • выездных налоговых проверок;
  • плановых выездных таможенных проверок;
  • проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исключение будут составлять только внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни или здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также будут проводиться и проверки для выдачи разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. Но даже решения о назначении таких проверок будут проверяться на предмет обоснованности и необходимости их проведения для минимизации количества внеплановых проверок.

Кроме того, в ближайшее время будет рассмотрен и вопрос о приостановлении уже назначенных проверок.

20 марта 2020 г.

 

Минфин рассказал о последних изменениях в бухучете и в отчетности по МСФО

Дочерние организации выбирают способы ведения бухучета, равняясь на головную фирму, независимо от того, раскрывают ли отчетность по МСФО.

Минфин напомнил о том, что недавно выпустил приказы с изменениями в два ПБУ:

  • 1/2008 «Учетная политика организации» – приказ 18н;
  • 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» – приказ 19н.

В стандартах бухучета, создаваемых для «дочек», разрешили приоритет МСФО – об этой новации, внесенной в ПБУ 1/2008, мы подробно рассказывали. Минфин уточнил, что теперь дочерние фирмы выбирают способы ведения бухучета исходя из стандартов головной организации, разработанных с учетом приоритета МСФО, вне зависимости от того, раскрывают они свою отчетность по МСФО, или нет. Ранее это было возможно лишь в случае, когда «дочка» раскрывала составленную по МСФО финансовую отчетность.

Бухгалтерская отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена, подлежит повторному представлению пользователям этой отчетности. Ранее она подлежала замене на отчетность, в которой исправлен упомянутый недочет. Это установлено приказом 19н. Кроме того, термин «пересмотренная бухгалтерская отчетность» заменен термином «исправленная бухгалтерская отчетность».

Все перечисленное вступило в силу с 17 марта.

Кроме того, Минфин рассказал о последних изменениях в части раскрытия консолидированной отчетности, которые касаются ограниченного круга организаций (информсообщение от 16 марта 2020 г. № ИС-учет-24).

20 марта 2020 г.

 

ГД утвердила фиксацию крупного и особо крупного размера в «налоговых» статьях УК

Возможность привлечения к уголовной ответственности не будет зависеть от процента неуплаты, а руководителей юрлиц перестанут судить как организаторов преступного сообщества.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, ранее внесенный президентом РФ и предусматривающий поправки в УК, касающиеся экономических преступлений – в сфере репатриации валютной выручки и уплаты налогов (№ 871811-7). В процессе прохождения в Госдуме проект претерпел небольшие изменения.

Напомним, как изначально и планировалось, меняются критерии отнесения к тем или иным преступлениям. Причем, крупный и особо крупный размеры будут фиксированными.

Для целей статьи 198, которой установлена ответственность за неуплату налогов физлица, в настоящее время крупный размер – более 900 тысяч рублей за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 10% от того, что надо было заплатить, либо – от 2,7 млн рублей. Особо крупный размер – 4,5 млн за три года, если доля «сэкономленных» налогов превышает 20%, либо – более 13,5 млн.

По законопроекту крупным размером будет от 2,7 млн, особо крупным – от 13,5 млн. То есть упраздняется возможность отнести к соответствующему преступлению меньшие суммы при определенном проценте неуплаты. Депутаты добавили оговорку о том, что эти суммы должны накопиться за три финансовых года подряд. Соответственно, в расчет не будут браться давние недоимки.

По аналогичному принципу предлагается подправить и статьи 199, 199.1, 199.3, 199.4:

  • уклонение от налогов, взносов организации;
  • неисполнение обязанностей налогового агента;
  • уклонение физлица от взносов на «несчастное» соцстрахование;
  • неуплата таких взносов с организации.

По статьям 199, 199.1 сейчас крупный размер – более 5 млн рублей за три года при доле неуплаты от 25%, либо – от 15 млн. Особо крупный – более 15 млн при неуплате от 50%, либо от 45 млн. Согласно законопроекту крупный – от 15 млн, особо крупный – от 45 млн.

По «несчастным» соцвзносам физлица крупным останется 1,8 млн, особо крупным – 9 млн, по взносам фирм – крупным после принятия нового закона будет 6 млн рублей, особо крупным – 30 млн.

Новым примечанием будет снабжена статья 210 УК «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)". Сейчас ничто не мешает по этой статье «повязать» учредителей, руководителей и сотрудников «обычных» организаций, замеченных в экономических преступлениях. В итоге таких лиц могут посадить на 20 лет.

Вместе с тем, преступное сообщество – это не просто фирма, уклонившаяся, например, от налогов. Это более сложная структура, не брезгующая в том числе тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Так что в статье 210 будет оговорено, что владельцы, начальство и работники юрлица не подлежат уголовной ответственности по этой статье, если совершили только экономические преступления (исключение – если организация или ее подразделение были заведомо созданы для совершения тяжких или особо тяжких). При прохождении через ГД уточнен перечень указанных физлиц – теперь это учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники скомпрометировавшей себя организации.

19 марта 2020 г.


Изменить срок уплаты налога может как ФНС России, так и ее региональное управление

ФНС России скорректировала порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа. Установлено, в каких случаях решение принимает сама Служба, а когда – ее региональное управление (приказ ФНС России от 10 февраля 2020 г. № ЕД-7-8/90@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 16 марта 2020 г.)).

Напомним, что одним из оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) является недостаточность у заинтересованного лица денежных средств в связи с причинением ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (подп. 1 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса).

При этом непреодолимая сила имеет место в следующих ситуациях: стихийное природное явление (например, землетрясение, наводнение, пожар и т.д.); социогенные факторы: эпидемии, забастовки, теракты, военные действия; издание законодательных актов уполномоченными лицами, влекущих потерю возможности одной из сторон договора частично или в полной мере предотвратить убытки другого участника сделки (карантин, ограничение перевозок); запретительные акты органов власти (например, закрытие границы)).

19 марта 2020 г.

 

Правила ускоренной амортизации, установленные бухгалтерской методичкой, больше не действуют

Признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу второе предложение подп. «б« п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно которому при амортизации в бухучете ОС способом уменьшаемого остатка субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3 (Решение Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. № АКПИ19-899).

Дело в том, что все законодательные акты, на основании которых было установлено это положение, сейчас либо утратили силу, либо были изменены.

В настоящее время Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)" не содержат положений о применении коэффициента ускорения субъектами малого предпринимательства или в отношении движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных средств. Отсутствуют подобные установления и в иных НПА, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета и имеющих большую юридическую силу в отношении Методических указаний.

Действующий в настоящее время абзац третий п. 19 ПБУ 6/01, в соответствии с которым Методические указания согласно их п. 1 должны определять порядок организации бухгалтерского учета основных средств, устанавливает, что годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

18 марта 2020 г.

 

 

Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта