1 место заслуженно отдаем НДС

На косвенном налоге сэкономить достаточно сложно, однако, у некоторых компаний возникает повышенная налоговая нагрузка, особенно если учесть работу с физическими лицами, отсрочками по договорам или услугами на экспорт.

Заслуживающим внимание моментом при планировании НДС нагрузки является предоставление отсрочек и рассрочек оплаты по договорам поставки - НДС будет уплачен из собственных средств на день отгрузки, а оплату вы можете получить и через год. При условиях постоянно предоставляемых отсрочках это несовместимая с налоговой оптимизацией история.

Применение пониженной ставки НДС напрямую зависит от присвоенного кода ОКП или ТН ВЭД, для использования преференции необходимо верно определять данные показатели.

В 2025 году налогоплательщики получили послабления в процедуре подтверждения 0 ставки при экспортном НДС, между тем, риск отказа в вычете, либо получения претензий налоговой по-прежнему остается – тщательное документирование процедуры позволит избежать этого.

Работа с иностранными заказчиками, по предоставлению услуг, местом оказания которых не является Российская Федерация - информационные, консалтинговые, инжиниринговые услуги, оказываемые нерезиденту в порядке ст. 148 НК РФ обязанности по уплате НДС не возникает.

Однако, это работает только в отношении компаний нерезидентов, фактически находящихся и осуществляющих деятельность за пределами РФ. Если фактический потребитель услуг - филиал или представительство иностранной организации в РФ, то НДС исчисляется в обычном порядке.

Очень важно корректно составить договор, правильно отразив квалификацию услуг, составить акты и иные подтверждающие документы.

2 место: Страховые взносы

С 2026 года право на применение пониженного тарифа в 15 % с выплат, превышающих полуторакратный МРОТ сохранится только для субъектов МСП, основным видом деятельности которых будет деятельность, утвержденная Правительством России (новый п. 13.3 ст. 427 НК РФ в редакции Законопроекта). Из пояснительной записки к Законопроекту следует, что пониженный тариф сохранится только для ведущих деятельность в приоритетных отраслях. Какие отрасли считаются приоритетными, станет известно после того, как соответствующий перечень будет принят (в настоящее время нет даже проекта).

Для большинства компаний страховые взносы — один из самых чувствительных обязательных платежей. В обычной ситуации работодатель платит около 30% от фонда оплаты труда в социальные фонды. Однако НК предусматривает ряд абсолютно легальных способов снизить эту нагрузку.

Некоторые категории бизнеса вправе применять специальные пониженные ставки с 2026 года:

  • для IT-компаний по ставке 15 % – с выплат работникам и исполнителям по ГПД, которые не превысили предельный размер базы по страховым взносам; по ставке 7,6 % – с выплат работникам и исполнителям по ГПД, превышающим предельный размер базы по страховым взносам.
  • Однако, в п. 5 ст. 429 НК РФ планируется добавить условие о том, что пониженный тариф страховых взносов ИТ-компания может применять с 1-го числа месяца, в котором получена аккредитация, если на этот момент она соблюдает условие о доле доходов от профильной деятельности (70 %) по итогам отчетного (расчетного) периода. Ранее такие разъяснения Минфин России приводил в письме от 14.02.2017 № 03-15-06/8100. Также предполагается установить запрет на применение пониженного тарифа для ИТ-компаний организациями, имеющими статус участника проекта "Сколково".
  • Российские компании, включенные в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности - по тарифу 7,6 % с выплат, не превышающих предельную величину базы по взносам, и 0 % – с сумм, превышающих эту величину.
  • Пониженный тариф страховых взносов организация радиоэлектронной промышленности может применять с 1-го числа месяца, в котором она включена в реестр, при соблюдении условия о доле доходов от профильной деятельности (70 %) по итогам отчетного (расчетного) периода.
  • Для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) и участников инвестиционных проектов (СПИК, ТОР и др.) — понижены 30% до 7,6% на весь фонд оплаты труда сроком до 10−12 лет. Законопроект № 960752-8, предлагает ввести в НК РФ новую статью 56.1, которая будет регулировать особенности применения пониженных налоговых ставок и страховых взносов, а также налоговых льгот, резидентами ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области и ряда других. Новые нормы планируется распространить на правоотношения, начиная с 1 января 2026 года. При этом указанные нормы не будут затрагивать действующих резидентов.

Также напомним, что выплаты, не связанные напрямую с оплатой труда, не облагаются страховыми взносами. Смотрим ст. 422 НК РФ, также к таким выплатам относятся:

  • компенсация за использование личного имущества (например, ноутбук, автомобиль);
  • оплата аренды жилья при переезде;
  • командировочные расходы.

Главное — правильно оформить документы и не использовать это для необоснованной налоговой оптимизации.

3 место: Расходы – сроки признания

Законные способы ускоренного признания расходов для отсрочки налога на прибыль. В условиях высокой стоимости денег отсрочка налога на прибыль позволяет сохранить ликвидность. "Деньги сегодня дороже, чем деньги завтра". Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько механизмов для этого:

Ускоренная амортизация(ст. 259.3 НК РФ): Для основных средств, используемых в агрессивной среде или при повышенной сменности, можно применять коэффициент до 2.

Пример:Оборудование стоимостью 1 млн руб. списывается не за 5 лет, а за 2.5 года, уменьшая налогооблагаемую базу уже в первые годы.

Инвестиционные льготы(ст. 258.2 НК РФ): Приобретение оборудования из перечня Минпромторга позволяет списать до 30% его стоимости единовременно.

Формирование резервов: НК РФ позволяет создавать резервы под: сомнительные долги, гарантийный ремонт, социальные выплаты, НИОКР, ремонт основных средств. Резервы по сомнительным долгам позволяют организациям признавать расходы раньше их фактического возникновения, что создает отсрочку в уплате налога на прибыль.

Необоснованное создание резервов могут быть оспорены. Налоговые органы часто оспаривают правомерность создания резервов, усматривая в сделках направленность на искусственное создание дебиторской задолженности. Основные претензии контролирующих органов включают:

  • Отсутствие резерва в бухгалтерском учете при его создании в налоговом учете;
  • невозможность достоверно установить сроки исполнения обязательств контрагентами;
  • неправомерность включения задолженности, обеспеченной залогом, в резерв по сомнительным долгам;
  • непредставление документов, подтверждающих формирование резерва, в ходе налоговой проверки.

Попытки искусственного создания резервов для получения необоснованной налоговой выгоды могут квалифицироваться как нарушение положений статьи 54.1 НК РФ. Убытки от безнадежных долгов организациями, создающими резерв, не признаются внереализационными расходами, а уменьшают сумму созданного резерва.

Лизинг

Лизинговые платежи полностью включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Это означает, что организация ежемесячно уменьшает налогооблагаемую базу на сумму лизингового платежа, что напрямую снижает размер налога на прибыль. Эффект - Ускоренное признание затрат.

Лизинговые платежи представляют собой эффективный легальный инструмент налоговой оптимизации для организаций, применяющих общую систему налогообложения ОСН и упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» УСН 15%.

Помимо снижения налога на прибыль, лизинг предоставляет следующие преимущества:

  • НДС к вычету: входной НДС по лизинговым платежам принимается к вычету при соблюдении установленных условий
  • Отсутствие налога на имущество: если актив остается на балансе лизингодателя, лизингополучатель освобождается от уплаты налога на имущество
  • Ускоренная амортизация: в ряде случаев может применяться коэффициент 3 к норме амортизации.

Используя методы ускоренного признания расходов, бизнес сохраняет деньги «здесь и сейчас», что критически важно при дорогих кредитах. Однако каждый метод требует документального обоснования и анализа долгосрочных последствий.

4 место: Признаем Больше расходов

Налог на прибыль можно уменьшить за счет грамотного учета обоснованных документально подтвержденных расходов. Максимально полный учет расходов позволит в конечном варианте получить существенную экономию. Статья 252 НК РФ допускает признание всех экономически обоснованных расходов, даже если они прямо не указаны в НК.

Зачастую, проявляя излишнюю осторожность, компании не включает в расчет налоговой базы по налогу на прибыль: затраты на маркетинг и рекламу, передачу торгового оборудования в розницу, скидки и премии, представительские расходы, убытки (недостачи от хищения, потери).

При полном и корректном оформлении документов такие расходы можно (и нужно) учитывать.

Скидки должны быть предусмотрены договорами и отражены в первичных документах (например, в УПД с указанием суммы до и после скидки). Премии должны быть закреплены в трудовых договорах или положении о премировании, а выплаты связаны с производственными результатами, расходы на таргетированную рекламу в соцсетях могут быть полностью учеты, если связаны с деятельностью компании.

5 место: Региональный инвестиционный проект (РИП).

Региональный инвестиционный проект РИП представляет собой эффективный способ налоговой экономии для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории России. Основные преимущества РИП включают в себя пониженные ставки налога на прибыль и освобождение от уплаты налога на имущество:

  1. Пониженная ставка налога на прибыль: Для участников РИП федеральная часть налога на прибыль может быть установлена в размере 0% до 10 лет, а региональная часть — от 0 до 10% на первые 5 лет и не ниже 10% на следующие 5 лет. Например, в Московской области региональная ставка налога на прибыль составляет 10%.
  2. Освобождение от налога на имущество: В некоторых регионах организации, реализующие РИП, могут быть освобождены от уплаты налога на имущество на определенный период. Например, в Московской области это освобождение действует в течение 4 лет для имущества, созданного или приобретенного в рамках РИП.
  3. Снижение административной нагрузки: Многие регионы предлагают инвесторам информационную и консультационную поддержку через «единое окно» для сопровождения инвестиционных проектов, что экономит время и снижает административную нагрузку.

РИП предлагает значительные налоговые льготы, которые могут существенно повысить экономическую эффективность инвестиционных проектов. Однако важно тщательно изучить условия и требования для участия в РИП, чтобы избежать аннулирования статуса и пересчета налогов.

6 место: соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений СЗПК — это инструмент, позволяющий инвестору зафиксировать стабильные налоговые условия и получить налоговые льготы, что делает его одним из наиболее эффективных способов легальной налоговой экономии для крупных инвестиционных проектов в России.

Стабилизационная оговорка:

СЗПК закрепляет неизменность налогового законодательства ставки налога на прибыль, налога на имущество, транспортного и земельного налогов на срок до 20 лет в отношении деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Это особенно актуально в условиях ожидаемого повышения налоговой нагрузки, например, увеличения ставки налога на прибыль с 2025 года.

Налоговые вычеты и компенсации:

Для федеральных СЗПК предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога на величину произведённых капитальных вложений. Механизм реализуется через предоставление субсидий или налоговых вычетов из уплаченных налогов, однако на практике он пока применяется ограниченно из-за отсутствия полной нормативной базы.

Планируемый механизм инвестиционного налогового вычета:

Минэкономразвития разрабатывает порядок получения инвестиционного налогового вычета для участников СЗПК, что позволит компенсировать часть затрат за счёт уплаченных налогов. Если сумма компенсации превышает уплаченные налоги, остаток может быть перенесён на последующие годы до 10 лет для инфраструктуры.

Преимущества СЗПК для налоговой экономии:

  • Возможность зафиксировать действующие налоговые ставки и условия на длительный срок, что защищает от негативных изменений законодательства.
  • Получение прямых налоговых льгот и компенсаций, что снижает реальную налоговую нагрузку на инвестора.
  • Прозрачность и законность механизма, поскольку все условия закрепляются в индивидуальном соглашении с государством и регулируются Федеральным законом № 69-ФЗ от 01.04.2020 г.

Ограничения и особенности:

  • Минимальный порог инвестиций для заключения СЗПК — от 250 млн рублей для федеральных соглашений — выше.
  • Сложность подготовки и сопровождения сделки: требуется тщательная юридическая проработка и анализ применимости льгот к конкретному проекту.
  • Не все сферы экономики допускаются к СЗПК, например, игорный бизнес, производство табачных изделий и др. исключены.
Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты