Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Кейс
В кейсе мы расскажем, как комплексная диагностика бизнеса помогла выявить проблемы, влияющие на мотивацию персонала и, как следствие, на эффективность реализации проектов, и как предложенные специалистами Группы решения многократно повысили производительность.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально
31 декабря текущего года истекают сроки подачи ряда форм в рамках страновой отчетности по трансфертному ценообразованию (CbCR). Налоговые специалисты Группы рекомендуют приступить к подготовке отчетности уже сейчас.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?

Учесть аварию

22 Октября 2012

Произошло дорожно-транспортное происшествие, участником которого стал служебный автомобиль. Дальнейшее развитие событий зависит, во-первых, от того, кто является виновником столкновения - сотрудник организации или другой водитель. А во-вторых - было ли застраховано транспортное средство или риск гражданской ответственности его владельца. Рассмотрим подробнее алгоритм действий бухгалтера в обоих случаях.


ОСАГО

Сегодня страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, требование регулируется одноименным Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ. Для соблюдения нормы владельцу автомобиля необходимо заключить договор ОСАГО.

В случае аварии получить выплату потерпевшая сторона может, обратившись в ту страховую компанию, в которой оформлен полис у виновника ДТП, или связавшись с собственным страховщиком, правда, в этом случае необходимо соблюсти два условия (ст. 14.1 Закона): в результате ДТП вред должен быть причинен исключительно имуществу, и у обоих участников происшествия должны быть оформлены полисы ОСАГО.

Однако на практике страховка не всегда полностью покрывает ущерб пострадавшей стороны. В этом случае разницу должен компенсировать виновник аварии (ст. 1072 ГК РФ).

Допустим, ДТП было создано работником фирмы, при этом фактическая сумма ущерба превышает страховое возмещение. Тогда организация, в которой трудится водитель - виновник ДТП, компенсирует потерпевшему недостающую сумму. После этого руководство фирмы может воспользоваться правом регресса и предъявить эту же сумму к возмещению специалисту, за которого были выплачены деньги (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Право компании привлечь работника к полной материальной ответственности предусмотрено п. 6 ст. 243 ТК РФ. Правда, наступает она только после того, как по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52). Вину сотрудника докажут документы, составленные инспекторами ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Суммы причиненного ущерба взыскиваются с виновного по правилам ст. ст. 247 - 248 ТК РФ. Поэтому дополнительно к перечисленным выше документами из ГИБДД у работника нужно истребовать письменное объяснение.

Если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка, то взыскание производится по распоряжению работодателя, которое может быть вынесено не позднее одного месяца со дня окончательного определения размера причиненного вреда. При этом необходимо помнить: общая сумма всех удержаний при выплате заработной платы не может превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ). Если озвученный период истек или работник не согласен добровольно оплатить причиненный ущерб, а его сумма выплат превышает средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Обратите внимание: если требования ТК будут нарушены, то сотрудник имеет право отстаивать свои интересы у арбитров.

Возможна и иная ситуация: виновником аварии признан другой участник дорожного движения. Тогда пострадавшей стороной будет фирма - собственник авто. Затраты на восстановление "железного коня" в части, превышающей страховку, компания может оплатить за свой счет или же в судебном порядке взыскать эти деньги с инициатора ДТП.


Каско

Риски по этому виду страхования определяются в каждом конкретном случае исходя из пожеланий клиента и программ защиты, предлагаемых страховой компанией.

В договоре для определения размера выплаты может быть предусмотрена франшиза, т.е. такая сумма ущерба, которая при наступлении ДТП страховщиком не возмещается. Как правило, подобное правило устанавливается для предотвращения мелких и незначительных выплат. Всего в каско существует два типа франшиз - безусловная и условная. В первом случае клиент получает сумму денег, уменьшенную на величину оговоренный суммы. Во втором - фирма получает средства в полном объеме, если размер ущерба превышает величину франшизы.

Особенности расчетов по каско продиктованы условиями договора. Например, страховая компания может оплатить ремонт непосредственно автосервису, восстанавливающему автомобиль. Или же деньги перечисляются сразу фирме в размере, который определит экспертиза.

Независимо от того, кто признан инициатором аварии, по договору каско компенсацию получает фирма - собственник авто. Кстати, возможны такие случаи, когда полученные деньги не покрывают расходов на ремонт. Истребование необходимых сумм в этом случае происходит так же, как и при ОСАГО.


По вине водителя

Отражаем расходы

После ДТП, виновником которого признан работник организации, придется ремонтировать как собственный автомобиль, так и чужой, если страховки по ОСАГО окажется недостаточно.

Расходы организации на возмещение пострадавшей стороне затрат по восстановлению ТС признаются в налоговом учете внереализационными и отражаются в момент признания их должником или вступления в законную силу решения суда (пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Правда, возможна ситуация, когда фирма, в которой трудится виновник ДТП, производит возмещение ущерба потерпевшей стороне за счет собственных средств, но не удерживает соответствующих сумм из зарплаты работника. В этом случае, по мнению чиновников, расходы на возмещение материального ущерба признать в налоговом учете нельзя (Письма Минфина России от 24.07.2007 N 03-03-06/1/519, УФНС России по г. Москве от 09.12.2010 N 16-15/129888@).

Учет затрат по восстановлению собственной машины зависит от того, есть ли страховка по каско. В случае когда фирма в добровольном порядке не страховала автомобиль, траты на его ремонт отражаются как прочие расходы в периоде осуществления в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ). При наличии страховки рассматриваемые расходы учитываются так же (Письмо Минфина России от 31.03.2009 N 03-03-06/2/70; Постановление ФАС Московского от 14.05.2010 N КА-А40/4457-10). Однако такая позиция компании не исключает споров с налоговыми контролерами, которые считают, что сумма затрат на ремонт, превышающая страховое возмещение, не принимается в целях исчисления налога на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344).

Обратите внимание: размер недополученного страхового возмещения (в размере франшизы) не уменьшает налога на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.07.2007 N 20-12/071563).

Не забудьте учесть сумму полученного страхового возмещения как прочие внереализационные доходы в налоговом учете (ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656).

Исключением является ситуация, когда страховщик самостоятельно осуществляет ремонт поврежденного автомобиля. В этом случае страховая компания не выплачивает возмещение, а восстановление автомобиля осуществляется без привлечения компании. При таком раскладе организация не отражает в налоговом учете ни сумму страховой выплаты, ни затраты на ремонт ТС (Письмо ФНС России от 18.03.2005 N 02-3-10/38).

Что касается НДС, то суммы страхового возмещения не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. А значит, они не включаются в базу по НДС (Письмо Минфина России от 24.12.2010 N 03-04-05/3-744).

"Входной" НДС, предъявленный автосервисом после проведения работ по ремонту автомобиля или приобретения запчастей, принимается к вычету в общеустановленном порядке независимо от того, что их стоимость компенсируется страховой организацией (Письма Минфина России от 29.07.2010 N 03-07-11/321, от 15.04.2010 N 03-07-08/115).

В бухучете расходы, возникающие у организации в результате чрезвычайных обстоятельств, в том числе аварии, признаются прочими расходами так же, как и траты на возмещение убытков пострадавшей стороне (п. п. 11, 13 ПБУ 10/99). При этом средства, поступившие от страховой компании или от виновного работника, отражаются в составе прочих доходов. Эти суммы учитываются в том отчетном периоде, в котором они признаны страховщиком и виновным работником или же в котором суд вынес решение об их взыскании (п. п. 7, 16 ПБУ 9/99).

Оформляем удержание

Удержания, произведенные из зарплаты работника, виновного в ДТП, также включаются в состав внереализационных доходов. Они определяется на дату признания задолженности сотрудником либо числом вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). К слову сказать, не совсем ясно, с какой даты долг работника можно считать признанным. Поэтому обратимся к позиции ВАС РФ, согласно мнению судей признание задолженности должно производиться в активной форме, то есть в нем нужно отразить соответствующие долговые обязательства по правилам бухгалтерского учета и выразить свое согласие на оплату возникших денежных обязательств (Постановление от 03.04.2007 N 14715/06).

Логика служителей Фемиды позволяет выделить 2 способа признания дохода:

- полностью в момент издания приказа об удержании;

- в суммах, удержанных у работника.

Вероятнее всего, фискалы будут руководствоваться первым способом, так как он наиболее удобен для проведения доначислений.

Пример. Работник фирмы признан виновным в ДТП, в результате которого был причинен ущерб служебному транспорту и автомобилю пострадавшей стороны - частного лица. По каско машина не застрахована.

Ущерб, причиненный ТС частного лица, оценен в 60 000 руб. Страховая компания выплатила страховку по ОСАГО - 57 000 руб. Фирма возместила пострадавшей стороне непокрытую сумму затрат - 3000 руб.

На ремонт собственного авто фирмы пришлось затратить 47 200 руб., в т.ч. НДС - 7200 руб.

В целом материальный ущерб составил 50 200 руб. (3000 + 47 200). Эти деньги работник обязан выплатить работодателю, при этом их сумма не превышает его среднего месячного заработка. Размер ущерба удерживается частями из заработной платы, составляющей 60 000 руб. В учете отражаются следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 76-2

- 3000 руб. Отражена задолженность перед пострадавшей стороной за ущерб, не покрытый страховым возмещением;

Дебет 76-2 Кредит 51

- 3000 руб. Пострадавшей стороне выплачен ущерб, не покрытый страховым возмещением;

Дебет 91-2 Кредит 60

- 40 000 руб. Отражена стоимость ремонта служебного авто;

Дебет 19 Кредит 60

- 7200 руб. Учтена предъявленная сумма НДС;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

- 7200 руб. НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

- 47 200 руб. Произведен расчет с автосервисом;

Дебет 73-2 Кредит 91-1

- 50 200 руб. Сумма ущерба отнесена на виновное лицо;

Дебет 20, 25, 26 (44) Кредит 70

- 60 000 руб. Начислена зарплата работнику;

Дебет 70 Кредит 68 "НДФЛ"

- 7800 руб. (60 000 x 13%). Удержан НДФЛ;

Дебет 70 Кредит 73-2

- 10 440 руб. ((60 000 - 7800) x 20%). Удержана часть суммы ущерба из зарплаты работника.

Рассмотрим еще один пример, когда в договоре каско фигурирует франшиза.

Пример. В августе 2012 г. водитель совершил наезд на препятствие, в результате чего служебный транспорт был поврежден. Автомобиль фирмы застрахован по договору каско с безусловной франшизой - 5000 руб.

Согласно контракту все расходы по ремонту ТС страховая компания оплатила автосервису, при этом фирма перечислила страховщику сумму франшизы.

В учете это отражаются следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76 "Расчеты по страхованию каско"

- 5000 руб. Учтена сумма франшизы;

Дебет 76 "Расчеты по страхованию каско" Кредит 51

- 5000 руб. Франшиза перечислена страховой компании.


Не по своей вине

Теперь рассмотрим обратную ситуацию, когда в произошедшем ДТП виновен другой участник дорожного движения.

Как указывалось выше, в налоговом учете страховое возмещение, полученное организацией по каско либо ОСАГО или сумма компенсации, выплаченная виновником аварии, учитываются в составе внереализационных доходов. Затраты по восстановлению собственного автотранспорта являются тратами на ремонт и учитываются как прочие расходы в размере фактических. Если же страховая компания самостоятельно чинит поврежденный автомобиль, то фирма не отражает для целей налогообложения ни доходы в виде страховой выплаты, ни расходы на ремонт.

В бухучете поступившее возмещение (и суммы от виновника ДТП) включается в прочие доходы организации. Деньги отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они признаны страховщиком и виновником ДТП. Затраты на восстановление ТС являются прочими расходами организации.

Пример. Служебное авто фирмы попало в ДТП, виновником признан другой водитель. По каско машина не застрахована. Фирма оплатила за счет собственных средств расходы на ремонт в сумме 82 600 руб., в т.ч. НДС - 12 600 руб. Позже компания получила страховую выплату по ОСАГО в сумме 75 000 руб., а также деньги от виновника ДТП в сумме ущерба, не возмещенного страховщиком 7600 руб. (82 600 - 75 000).

Бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 60

- 70 000 руб. Отражена стоимость ремонта служебного автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60

- 12 600 руб. Учтена предъявленная сумма НДС;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

- 12 600 руб. НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

- 82 600 руб. Произведен расчет с автосервисом;

Дебет 76 "Расчеты по страхованию ОСАГО" Кредит 91-1

- 75 000 руб. Начислено страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76 "Расчеты по страхованию ОСАГО"

- 75 000 руб. Страховое возмещение перечислено на расчетный счет;

Дебет 76-2 Кредит 91-1

- 7600 руб. Учтена сумма ущерба, которая будет возмещена виновником;

Дебет 51 Кредит 76-2

- 7600 руб. Зачислена сумма ущерба, возмещенная виновником.

К сожалению, после ДТП транспортное средство не всегда можно отремонтировать. Особенности учета его утилизации, а также страховки по каско на условиях "полной гибели" авто рассмотрим в следующем выпуске "Расчета".


Источник: Журнал "РАСЧЕТ"

Автор материала
Яна Лазарева
Заместитель руководителя отдела бухгалтерского и налогового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Другие публикации экспертов

Линара Хабирова
Руководитель отдела юридического сопровождения Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Возобновление налоговых проверок вкупе с потерями, который понес государственный бюджет, в том числе связанными с событиями начала 2020 года, заставляет предполагать, что в ближайшее время активность налоговых органов в части направления запросов и проведения контрольных мероприятий возрастет. О том, как своевременно и правильно реагировать на запросы со стороны контролеров, какими последствиями грозит несоблюдение сроков и как минимизировать риски - в статье Линары Хабировой, руководителя отдела юридического сопровождения Группы. 
Людмила Стрий
Заместитель руководителя практики Аудита и МСФО
Стандарт МСФО (IFRS) 9, вступивший в силу с 1 января 2018 года, полностью заменил МСФО (IAS) 39. Людмила Стрий, заместитель руководителя практики Аудита и МСФО, в своей статье разобрала особенности применения стандарта в контексте самых важных аспектов разработки файла e-tool для расчета резервов. 
Юлия Белогорцева
Партнер практики Оценки Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Результаты шестнадцатого рейтинга крупнейших оценочных организаций показали, что рынок вышел из стагнации и пошел в рост. О том, какие тенденции характерны сегодня для рынка оценочных услуг и развития каких направлений стоит ожидать в ближайшей перспективе - в комментарии Юлии Белогорцевой, Партнера практики Оценки и инвестиционного консалтинга для агентства RAEX-Аналитика.
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта