- Как это отразится на объемах нефтяного экспорта РФ?
-
На каких условиях Турция может пойти на смягчения условия прохода проливов танкеров с российской нефтью?
- Главы Турции и РФ пришли к соглашению о создании в Турции газового центра. На какие объемы транспортировки газа в этом направлении сможет рассчитывать РФ в случае реализации этого проекта?
- Как ЕС относится к такому решению двух стран? Кто может быть потенциальным покупателем российского газа на турецком хабе?
С 1 декабря Турция намерена усилить контроль грузоперевозчиков нефти через подконтрольные проливы на предмет страховки
Как это отразится на объемах нефтяного экспорта РФ?
Пропускная способность пролива Босфор составляет 25 тыс. судов в год, однако ежегодно через него проходит более 40 тыс. судов, в числе которых 8 тыс. танкеров, перевозящих почти 150 млн т. сырой нефти. Поэтому ужесточение требований по страхованию судов, проходящих через пролив, не означает присоединение Турции к антироссийским санкциям, оно направлено против всех танкеров, пересекающих пролив без страховки, покрывающей риски столкновения и разлива нефти. Такое решение Турции продиктовано естественным стремлением защитить свои воды.
Угрозу российскому экспорту нефти создают санкции в отношении европейских владельцев танкеров, страховщиков и других поставщиков морских услуг, которым будет запрещено обслуживать торговлю российской нефтью, если только она не будет продаваться по цене ниже «потолка», который еще не установлен. Морские перевозки российской нефти ЕС планирует ограничить с 5 декабря 2022 года, а нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 года.
Санкции не позволят поставщикам нефти из России страховать танкеры, перевозящие нефть по ценам выше «потолка», в международной группе P&I Clubs (Лондон), которая обеспечивает страхование более 90% всего танкерного флота. Поэтому российские суда могут быть застрахованы отечественными страховщиками, передающими риски на перестрахование «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК). Уставный капитал РНПК составляет 750 млрд руб., а учитывая, что гарантом является Банк России, то на страхование принимаются все риски морских перевозок в соответствии с международными требованиями.
Однако для обеспечения перевозок нефти из России имеющихся у нее танкеров недостаточно. Преобладающую часть танкерных перевозок обеспечивают судовладельцы из ЕС и стран G7. Поэтому после введения санкций российские экспортеры нефти будут вынуждены искать танкеры, готовые воспользоваться услугами альтернативных страховщиков, включая самофинансируемые пулы рисков, такие как фонд, созданный индийским национальным перестраховщиком GIC Re в объеме 60 млн долларов и др.
На каких условиях Турция может пойти на смягчения условия прохода проливов танкеров с российской нефтью?
В соответствии с достигнутыми межправительственными договоренностями Турция признает страховые сертификаты компаний РФ, осуществляющих страхование морских перевозок, а также сертификатов перестрахования рисков морских перевозок, документов, гарантирующих финансовое покрытие рисков. Российские танкеры уже несколько месяцев пересекают пролив, имея сертификат страхования от Ингосстраха. Не предвидится проблем и после 1 декабря, когда будет достаточно предъявить подтверждение от страховщика, в котором указывается, что для этого конкретного рейса и груза страхование будет предоставлено.
Другое дело, что далеко не во всех морских портах мира принимаются сертификаты страхования, выданные российскими страховщиками и перестрахованные в РНПК. Отказываются принимать суда с российской страховкой порты Китая и западных стран. Поэтому в ближайшей перспективе правительству России будет необходимо договариваться с каждой конкретной страной о признании российских страховых сертификатов.
Главы Турции и РФ пришли к соглашению о создании в Турции газового центра. На какие объемы транспортировки газа в этом направлении сможет рассчитывать РФ в случае реализации этого проекта?
Проект создания газового хаба в Турции пока находится лишь на стадии идеи и не содержит конкретных данных о его масштабах, сроках, стоимости и условиях реализации. Реализация этой идеи в перспективе позволит построить дополнительные ветки и повысить пропускную способность «Турецкого потока», которая сегодня составляет 15,75 млрд кубометров в год у каждой из действующих двух веток.
Но пока рассчитывать на увеличение объемов прокачки газа не приходится, так как новое строительство не защищено от санкций, которые могут быть приняты в отношении его участников, а также поставок комплектующих и сервисного обслуживания.
Как ЕС относится к такому решению двух стран? Кто может быть потенциальным покупателем российского газа на турецком хабе?
Основной причиной, подталкивающей Россию к участию в создании газового хаба в Турции, является возможный отказ от закупок российского газа европейскими странами, запланированный к 2027 году. Газовый хаб позволит смешивать российский газ с газом из Азербайджана, Ирана и других стран, что его обезличит и позволит России сохранить поставки газа в ЕС даже в условиях запрета.
Источник: Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Коммерсантъ