Российская организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную деятельность, столкнулась с налоговым спором. В своей деятельности она руководствовалась п. 2 ст. 309 Налогового кодекса РФ, согласно которому определённые виды доходов иностранной организации не относятся к доходам от международной перевозки.

Компания из РФ при перечислении дохода в 2024 году в адрес компании в CAP Гонконг не удержала налог у источника на основании п. 2. ст. 309 НК РФ.

Трансграничные перевозки и удержание налога у источника дохода при заключении договоров транспортной экспедиции с иностранными компаниями

Налогоплательщик исходил из следующих ключевых положений:

  • транспортно-экспедиционный договор (согласно ст. 41 Гражданского кодекса РФ) является самостоятельным договором, не содержащим элементов агентирования;
  • доходы от международных перевозок облагаются по специальной ставке 10 %;
  • можно применить Соглашение между РФ и Гонконгом об избежании двойного налогообложения (по нему доходы от предпринимательской деятельности не считаются доходами от международной перевозки).

Для подтверждения права на применение соглашения налогоплательщик располагал сертификатом налогового резидентства.

Но налоговый орган занял иную позицию:

  • налогоплательщик обязан доказать, что доходы экспедитора не являются доходами от международной перевозки;
  • необходимо представить документы, подтверждающие фактическое право на доход и соблюдение условий соглашения об избежании двойного налогообложения;
  • при отсутствии подтверждающих документов налоговый орган вправе применить ставку 10 % ко всему доходу.

Из-за чего в настоящий момент возникают подобные ситуации?

Ранее суды нередко поддерживали налогоплательщиков, признавая доходы от предпринимательской деятельности (в том числе по экспедиционным договорам) не относящимися к международной перевозке.

Сейчас Минфин даёт разъяснения, ориентированные на более широкое толкование понятия «международная перевозка» (Письмо Минфина от 14.12.2022 № 03-08-05/122745). Услуги по международной перевозке, стоимость которых компания из РФ возмещает экспедитору, подлежат налогообложению по ставке 10 % и отражаются в разд. 3 налогового расчёта (пп. 2 п. 2 ст. 284, пп. 8 п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ, п. 52 Порядка).

В данной ситуации через транспортно-экспедиторскую организацию, не являющуюся перевозчиком, выплачивается доход иностранной организации от международной перевозки, в который заложена в том числе стоимость услуг экспедитора. Если сумма платежа за международную перевозку определена так, что из неё невозможно выделить вознаграждение за услуги экспедитора (посредника), то весь такой доход облагается налогом на прибыль по пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.12.2023 № 03-08-05/123622).

Минфин России в Письме № 03-08-05/16315 от 26 февраля 2024 г. также подтвердил: когда доход от международных перевозок выплачивается через транспортно-экспедиторские компании, не являющиеся перевозчиками, он может дополнительно включать вознаграждение посредника или стоимость прочих услуг экспедитора. В связи с этим необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме платежа и определять соответствующие налоговые последствия.

На сегодняшний день судебная практика формируется на уровне первой и апелляционной инстанций. Суды отказывают в удовлетворении требований налогоплательщика, ссылаясь на позицию налогового органа, отражённую в вышеназванных письмах. И указывают, что при получении экспедитором от клиента денежной суммы по договору ТЭУ не вся она считается вознаграждением за услуги транспортной экспедиции, поскольку в её составе учтена также оплата стоимости международной перевозки (решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2025 по делу № А40-193070/2025, постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда от 16.09.2025 по делу № А56-9941/2025, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2025 по делу № А56-9941/2025).

Что важно знать и учитывать?

Необходимо учитывать, что в НК РФ отсутствует чёткое определение «доходов по договору международной перевозки», есть лишь понятие «доходы от международной перевозки». Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход (до даты его выплаты), в отношении которого международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Критерии определения «международная перевозка» для целей НДС и ст. 309 НК РФ могут различаться. Внутрироссийские перевозки иногда признаются международными в контексте ст. 309, а вот, например, в рассматриваемой ситуации перевозка между Россией и Казахстаном не считается международной для целей ст. 309 НК РФ (оба пункта находятся за пределами РФ).

В части расходов на аренду контейнеров следует учесть, что они облагаются налогом, только если связаны с международной перевозкой. Но в данном случае в соглашениях с Казахстаном освобождены от налогообложения по ст. 8 СОИДН. А если ст. 8 неприменима, то необходимо обратиться к ст. 12 (роялти и аренда промышленного оборудования). Доход, выплаченный перевозчику из юрисдикции без соглашения (например, с Каймановых островов), облагается по ставке 10 %.

Таким образом, для минимизации налоговых рисков как до заключения договора, так и при получении требования от налогового органа необходимо запросить у экспедитора подтверждающие документы, разграничивающие доходы экспедитора (к которым может применяться соглашение с Гонконгом) и доходы перевозчиков (к которым соглашение может не применяться). Необходимо разделять доходы для корректного применения налоговых ставок и заблаговременно собирать сертификат налогового резидентства и письмо о фактическом праве на доход.

Также важно:

  • Учитывать возможность возврата налога иностранной компании согласно ст. 311 НК РФ(при представлении соответствующих документов в налоговый орган). В отдельных случаях (например, при работе с китайскими перевозчиками) ФНС России может направлять запросы в компетентные органы иностранного государства для подтверждения статуса налогового резидента.
  • Тщательно анализировать содержание договоров транспортной экспедиции, выделяя отдельные элементы, требующие разной квалификации.
  • Документировать каждый этап перевозки, определяя, является ли он международной перевозкой.
  • Включать в договоры условия об удержании налога и распределении налоговых обязательств между сторонами.
  • Следить за изменениями в международных соглашениях и разъяснениях налоговых органов.
  • При трансграничных сделках учитывать правила трансфертного ценообразования и влияние условий договора на налогооблагаемую базу.
Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты