Как вы в целом оцениваете идею (практику) снизить долговую нагрузку для регионов и списать им две трети задолженности по бюджетным кредитам?
Бюджетные кредиты выдавались российским регионам на реализацию инфраструктурных проектов под 3% годовых на срок до 15 лет. Однако в последние годы роль регионов в господдержке инвестпроектов усилилась, и за кредитом обращаться они стали чаще. В итоге, общий объем бюджетной задолженности регионов на 1 января 2024 г. достиг 3,2 трлн руб., увеличившись на 14,5%. Из этой суммы почти 2,5 трлн руб. составляют бюджетные кредиты, простив две трети из которых бюджет недополучит 1,65 трлн руб. При том, что дефицит консолидированного бюджета за 2023 год достиг 3,9 трлн руб., списать более 42% от этой суммы будет непросто.
Однако если разобраться в ситуации детально, то можно увидеть, что практически во всех регионах уровень долговой нагрузки превысил собственные доходы бюджетов в несколько раз. Только в Москве на начало текущего года этот показатель составляет 4,8 раза, а в Санкт-Петербурге - 7,9 раз. «Лидером» в этом соотношении является Мордовия, где бюджетные долги в 94 раза больше годового бюджета на 2023 год. В Удмуртии и вовсе в 2022 году соотношение достигало 104 раза, а в 2023 уменьшилось до 82,2 раз. Очевидно, что бюджеты этих регионов рассчитаться по долгам в ближайшее время вряд ли смогут. Поэтому идея снизить долговую нагрузку регионов, списав им 2/3 задолженности по кредитам, является объективно необходимой.
Проанализируйте (порассуждайте), пожалуйста, о федеральной пространственной политике: об удачных и неудачных решениях?
Учитывая, что «закредитованность» региональных бюджетов наблюдается уже давно, то правительству следовало бы пересмотреть механизм бюджетного кредитования проектов развития, возложив ответственность за их финансирование не на региональные бюджеты, а на профильные министерства. Министерства лучше разбираются в реалиях регулируемого ими бизнеса, имеют больше возможности оперативно реагировать на изменение конъюнктуры и потребностей.
Не следует также смешивать региональные коммерческие инвестиционные проекты с социально значимыми проектами инфраструктуры, имеющими низкую рентабельность и длительную окупаемость. Условия кредита для каждой категории проекта стоит устанавливать индивидуально.
Какие меры помогут сократить дифференциацию межрегионального развития в России?
В условиях, когда господдержка распространяется между всеми бюджетами вне зависимости от их размеров, возникает ситуация, что бюджеты, обращаясь за кредитом, не учитывают финансовой возможности их вернуть. Уже давно обсуждается вопрос об ответственности региональных властей за превышение кредитной нагрузки. В начале 2023 года Счетная палата предложила Минфину ужесточить правила выдачи бюджетных кредитов и ввести ответственность исполнительной власти регионов за превышение лимитов заимствований. Но законодательно эта инициатива оформлена не была.