Может ли учредитель из недружественной страны Финляндии продать долю (100%) в российской компании (ООО на ОСН) Эстонскому юридическому лицу на январь 2023 года. Какие юридические действия потребуются от российской компании в этом случае? Какие юридические действия потребуются для продажи 100% доли учредителя из недружественной страны Финляндии в российской компании (ООО на ОСН), армянскому юридическому или физическому лицу. Какие действия, если российскому?
Особый порядок осуществления резидентами ряда сделок с иностранными лицами, связанными с «недружественными» иностранными государствами и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, был введен в рамках «антикризисных мер» Указом Президента РФ от 01.03.2022 N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». Перечень «недружественных» государств утвержден Распоряжением Правительства РФ 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» (в ред. от 23.07.2022 и 29.10.2022), и включает в себя, в том числе, государства-члены Европейского союза (включая Финляндию и Эстонию), Великобританию, США, Канаду, Японию, Сингапур, Черногорию и Украину. Армения в данный Перечень не входит.
Первоначально особый порядок распространялся на сделки в отношении акций и объектов недвижимости, но не на сделки в отношении долей обществ с ограниченной ответственностью.
Поэтому до 08.09.2022 разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на совершение сделок с долями ООО с лицом из «недружественного» государства получать было не нужно, хотя это и воспринималось поначалу как спорный вопрос.
Однако 08.09.2022 был принят и вступил в силу Указ Президента РФ № 618, которым установлен дополнительный вид сделок, а Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1651 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 295» в указанное Постановление внесены дополнения, распространяющие его действие на выдачу разрешения на сделки с ООО.
Теперь разрешения, выдаваемые Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Комиссия»), должны получаться не только для осуществления сделок по приобретению ценных бумаг и недвижимого имущества, но и для сделок с долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и правами, позволяющими определять условия управления ими, если участником сделки является иностранное лицо из «недружественного» государства или подконтрольное ему лицо. Если такие сделки совершаются без участия резидента, то они тоже должны требовать получения разрешения Комиссии. Аналогично, если совершаются «между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, и иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия».
Согласно Письму Минфина России от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138, к таким сделкам относятся не только сделки по переходу доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьему лицу, но и выход участника из ООО, договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (корпоративный договор), договор конвертируемого займа, договор залога доли ООО и даже добровольная реорганизация ООО. Из описания сделок, приведенного в Указе, можно сделать вывод, что опционы, сторонами которых являются указанные выше лица, также не могут быть заключены без соответствующего разрешения.
Однако рассматриваемый здесь порядок не затрагивает сделки в топливно-энергетической и финансовой сферах, которые регулируются иными актами.
Таким образом, перед осуществлением купли-продажи акций или долей, соответственно, в российских АО и ООО, если хотя бы одной из сторон является лицо, относящееся к «недружественным» государствам, теперь требуется получение разрешения от Комиссии на данную сделку.
Стоит отметить, что срок рассмотрения заявления с принятием решения о выдаче (или отказе в выдаче) Комиссией такого разрешения не регламентирован. Исходя из складывающейся практики, такой срок может достигать двух-трех месяцев. Однако максимальный срок ничем сейчас не ограничен, поэтому процесс получения таких разрешений может быть длительным. Кроме того, в соответствии с упомянутым Указом, «при необходимости» такие выдаваемые Комиссией разрешения могут содержать «условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций)», вплоть до влияния на цену сделки.
С учетом указанного выше, выводы из конкретной ситуации будут следующими:
А. Учредитель из Финляндии, как «недружественной» страны, может продать свою долю (100%) в российской компании (ООО; режим налогообложения здесь роли не играет) юридическому лицу, зарегистрированному в Эстонии (тоже входит в Перечень «недружественных» государств). Однако перед совершением сделки по купле-продаже доли в ООО у нотариуса одной из ее сторон необходимо обратиться в Минфин России за получением разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Для этого любая из сторон сделки подает заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций), в данном случае - договора купли-продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью; подавать заявление от обеих сторон сделки не нужно. Заявление составляется в произвольной форме, но на странице Минфина России опубликована его рекомендуемая форма. В заявлении указываются информация о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения, количество голосов, приходящихся на голосующие акции, иная информация, с приложением документов на заявителя, документа, содержащего сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки лицом иностранного государства, бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления. Перечень требований к заявлению, включая приложения к нему, а также оформлению документов и формату их представления приведен в Постановлении Правительства РФ от 06.03.2022 N 295.
От российской компании в этом случае ничего не требуется кроме как предоставления бухгалтерского баланса и сведений о балансовой стоимости активов по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления (представляются в случае возникновения права собственности на недвижимое имущество резидента, но, возможно, целесообразно предоставить и в остальных случаях).
Всё указанное выше применимо, если сделка проводится в компании не из топливно-энергетической или финансовой сферы, на которые распространяются иные нормы законодательства.
Б. В случае, если в указанной в п. А выше ситуации покупателем будет выступать не эстонская компания, а армянское юридическое или физическое лицо, ничего не изменится: разрешение Правительственной комиссии все равно придется получать, поскольку сделки «между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, и иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия» также подпадают под действие Указа Президента РФ № 618 от 08.09.2022.
В. В случае, если в указанной в п. А выше ситуации покупателем будет выступать не эстонская компания, а российское юридическое или физическое лицо, также ничего не изменится: разрешение Правительственной комиссии все равно придется получать, поскольку сделки между резидентами и лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, подпадают под действие Указа Президента РФ № 618 от 08.09.2022.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Финансовый директор»