Что ждет рынок сотовой связи в 2017 году?

Наступающий год продолжит тенденцию интенсивного развития дополнительных сервисов мобильных операторов. В связи с тем, что услуги голосовой связи практически исчерпали возможности для роста, а рынок мобильной передачи данный уже не растет столь высокими темпами, как в предыдущие годы, рост числа дополнительных сервисов, остановившийся под воздействием кризиса, может служить источником увеличения выручки в ближайшей перспективе.

В числе ожидаемых в новом году событий является планируемый выход Сбербанка на рынок мобильных услуг. С одной стороны, Сбербанк сможет удешевить рассылку смс-уведомлений, а это около 100 млн. долларов ежегодно, с другой стороны, банк получит возможность привязки карт к номеру телефона, что в перспективе позволит расширить сферу применения бесконтактных платежей, а также мобильного банкинга.


Крупные слияния/поглощения? Что будет с импортозамещением?

Хотя большинство участников рынка уже приспособили ведение бизнеса в условиях произошедшей 2 года назад девальвации рубля, идя по пути импортозамещения, у сотовых операторов проблемы удорожания капитальных вложений сохранились. Поэтому ведущие сотовые операторы стремятся к консолидации в развитии инфраструктуры. Например, выделение строительства и эксплуатации сетей в отдельный бизнес, позволяет формировать доходы за счет их шеринга (совместного использования сетей на условиях аренды несколькими операторами).

Еще одним направлением консолидации является активная экспансия сотовых операторов на рынок розничного мобильного ритейла, что способствует объединению мобильных операторов с крупными мультибрендовыми продавцами. Например, «Связной» и «Вымпелком» подписали соглашение о совместном развитии фирменной розницы.


Будет ли расти количество MVNO-операторов?

Существовавшая в течение последних 10-15 лет тенденция роста количества операторов, использующих инфраструктуру крупного сотового оператора и предлагающих услуги под собственным брендом, сегодня уже не наблюдается. Единственным преимуществом такого бизнеса является отсутствие необходимости в капиталовложениях на развитие и поддержание собственной сотовой сети. Но, практика показывает, что предложение стандартных пакетов услуг, делает этот бизнес неконкурентоспособным из-за недостаточного охвата абонентов. Поэтому в сегодняшних условиях выжить и расширить свой бизнес могут лишь MVNO-операторы, предлагающие уникальные продукты, имеющие целевую потребительскую аудиторию отличную от операторов «большой четверки».


Вырастет ли для пользователя стоимость сотовой связи/интернета?

Достаточно долго сотовые операторы придерживались тенденции сокращения стоимости при повышении качества сервисов. Кризисные явления последних двух лет пока не привели к существенному росту тарифов, но сократили размеры базовых пакетов услуг. Если воздействие кризиса продолжится в 2017 году, то у компаний не будет другого выхода, кроме как повысить стоимость услуг сотовой связи и мобильного интернета.


Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), Банки.Ру

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты